Такого Франция не видела полвека: «желтые жилеты» заговорили о создании новой республики

09.12.2018, 21:28

Видеосюжет: Андрей Гордеев
Видео программы «Итоги недели»

Эммануэль Макрон сейчас переживает не просто тяжелые времена, а возможно, находится ровно в той же ситуации, в которую попал Шарль де Голль ровно 50 лет назад, в 1968-м, когда на улицах Парижа точно так же строили баррикады. Тогда поводом стало простое закрытие синематеки, сейчас — небольшое повышение цен на бензин. Тогда де Голль ушел в отставку.

Субботний вечер в зимнем Париже: бронетехника заняла Елисейские Поля, рождественские гирлянды тонут в облаках слезоточивого газа. Повсюду дым, крики, вой сирен, то и дело слышны взрывы: это шумовые гранаты полетели в толпу. В полицию летят камни, та в ответ поливает людей слезоточивым газом. Протестующих это раззадоривает еще больше, тем более что среди них есть те, кто только затем и пришел, чтобы бить и громить все вокруг.

То, что начиналось как стычки с полицией, переросло в столкновения. С Елисейских Полей беспорядки перекинулись на другие улицы города. Такого Франция не видела ровно полвека — так полыхало на парижских улицах в 1968 году, когда студенческие волнения привели к отставке генерала де Голля.

Президент Франции Эмануэль Макрон о протестах — прошлых и нынешних — не высказался ни разу. Его рейтинг тает на глазах.

Тьерри Мариани, политик, экс-министр транспорта Франции: «Я во французской политике уже 30 лет, и никогда такого не видел. И вот почему. Я знал разных президентов: Миттерана, Ширака, Саркози, Олланда… Саркози, например, ужасно раздражал людей, но они говорили: он нас нервирует, но он делает свою работу. Олланда люди не уважали, но он был им симпатичен. В случае с Макроном очень сложно найти что-то хорошее. Он создал у людей впечатление, что он их презирает».

И даже если президент подаст в отставку, многих не устроит и эта жертва. Среди демонстрантов популярны разговоры уже о новой республике.

Протестующий: «Страна все больше ориентируется на богатых людей и все меньше обращает внимание на бедных. Защита рабочих уменьшается, законы перестают работать, все делается в пользу богатых. Именно поэтому мы протестуем».

Власти вроде бы готовы разговаривать и договариваться. Вопрос только с кем. Массовые протесты не контролирует ни одна политическая сила в стране.

Николя Бе, вице-президент «Национального объединения»: «Как результат, мы сейчас имеем атмосферу серьезного недовольства существующим порядком, которая может перерасти в настоящее движение сопротивления».

Связанные новости

Читайте также