Земледелие на чернобыльских землях

25.11.2010, 19:12

Видео программы «Сегодня»

Часть сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины разрабатывали программу освоения чернобыльских земель. Там решено возобновить сельскохозяйственные работы.

Сегодня часть сотрудников Министерства по чрезвычайным ситуациям Украины была занята непривычным делом — совместно со специалистами Минагропрома они разрабатывали программу освоения чернобыльских земель. Там решено возобновить сельскохозяйственные работы. Сначала часть зараженных полей засадят рапсом. Обещают, что поначалу он пойдет не на масло, а на производство биотоплива.

О пшенице или, скажем, картофеле речь пока не идет. Хотя люди, которые после катастрофы на АЭС отказались покинуть зону отчуждения, выращивают на своих огородах и то и другое, уверяя, что их зелень и овощи ничуть не хуже любых других.

В этом пытались убедить и корреспондента НТВ Айрата Шавалиева.

О возобновлении сельского хозяйства в доме местных жителей узнали во время ведения сельского хозяйства. Чернобыльские жители дед Иван и баба Мария заготавливают лесные грибы, которые хрестоматийный пример впитывающих радиацию продуктов.

Старики хвастаются своим луком, картошкой. В этом селе недалеко от Припяти — девять жителей, отказавшихся уехать, но их огород — образцовый. Дед вспоминает, что до чернобыльской аварии здесь было просто сельскохозяйственное Эльдорадо.

Дед Иван, местный житель: «Совхоз был миллионер. Понимаете? Молоко и мясо на экспорт отправляли».

Новые украинские власти решили вернуть чернобыльским территориям славу житницы страны. Глава МЧС Украины заявил, что зараженные территории нужно возвращать в сельскохозяйственный оборот. Подчиненный министра стоит на фоне заброшенных полей и рассказывает детали плана.

Василий Золотоверх, начальник отдела администрации Чернобыльской зоны отчуждения: «Есть возможности привлечь и рабочую силу, и современную технологию, которая позволит без нарушения санитарных норм, без ущерба для населения производить ту или иную продукцию, которая может быть полезной, но не вредной».

В результате аварии зараженными оказались 145 тысяч квадратных километров земли на территории Украины, Белоруссии и России. Территория в радиусе 30 километров от станции — это необитаемая зона отчуждения, там сажать пшеницу пока не собираются. Остальные пять миллионов гектаров предлагается возвращать к жизни — это Киевская, Житомирская, Ровенская, Волынская области. Для начала хотят засеять рапсом для производства биотоплива.

После аварии в Советском Союзе, увидев на рынке особенно крупный овощ или фрукт, люди спрашивали — она что, чернобыльская? Вот так развенчиваются мифы: капуста в этом году в Чернобыле не уродилась — мелкая. Уровень радиации рядом с капустой — 24 микрорентгена в час. В Киеве в некоторых местах выше.

Эту деревню облако радиации чудом облетело стороной. Все же остальные зараженные земли больше напоминают сказочный лес из фильмов в жанре фэнтези. Трехголовые собаки — это, конечно, еще один чернобыльский миф.

Но тут есть проросшие через дома деревья, буйная трава, как в джунглях, Амазонки, невиданные животные. К примеру, лошадей Пржевальского сюда запустили после аварии, и они расплодились с необъяснимой скоростью. «Природа потихоньку справляется с радиацией, — говорят экологи, — но восстанавливать здесь сельское хозяйство — очевидная поспешность».

Ярослав Мовчан, руководитель Национального экологического центра Украины: «И стронций, и цезий там будут еще сотни лет. Конечно, радиация сейчас прибита к земле растительностью. Но ведь сельхозработы поднимут пыль, в том числе и радиоактивную. Достаточно заглотнуть с воздухом один атом альфа-плутония, чтобы получить рак легких. Я предлагаю, чтобы автор этой концепции лично там поработал — это будет справедливо».

Зараженные земли недавно начали использовать в Белоруссии — у них пострадало 40% территории. Туда, в частности, выпустили пастись коров. Молоко пить запрещено, а продукты переработки (к примеру, сметана) считаются уже безопасными. Концепция развития украинских полей будет готова весной.

Дед Иван уже сейчас берет из своей земли все. Даже корешки идут на лекарственную настойку, самодельный аппарат стоит на печи. Он пьет за наше здоровье и за будущее своей малой родины, которая, он надеется, будет процветать — в буквальном смысле.

Читайте также