Новатор, марксист и буддист: чем запомнился Бернардо Бертолуччи

26.11.2018, 20:20

Видеосюжет: Светлана Гордеева
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Риме на 78-м году жизни умер Бернардо Бертолуччи — патриарх мирового кинематографа, который наряду со старшими коллегами Феллини, Антониони и Пазолини создавал историю итальянского кино XX века.

Как отмечает корреспондент НТВ Светлана Гордеева, он был итальянцем, но как много в нем было парижского. Он был марксистом, но истоки политики искал не в «Капитале», а в трудах Фрейда. Его взлеты так часто чередовались с падениями, что Бернардо Бертолуччи лишь 5 лет назад получил свою звезду на голливудской «Аллее славы».

Он одним из первых нарушил табу — заговорил о фашизме в послевоенной Италии. Герой его фильма «Конформист» — итальянец Марчело — вроде бы и не фашист по убеждениям, но вступает в партию Муссолини ради безопасности. Раздираемый противоречиями, он отказывается устранить в интересах партии своего профессора. Но наблюдая за его убийством и убийством его жены, в которую главный герой влюблен, Марчелло сам становится соучастником. В этом губительная суть конформизма по Бертолуччи. Фильм стал во многом новаторским.

Он все делал по-своему и ни на кого не оглядывался: не использовал спецэффекты, открыл итальянцам Достоевского фильмом «Партнер», создал лучший в кино дуэт молодых Де Ниро и Депардье в «Новиченте», рассказал историю буддизма для чайников в «Маленьком будде», влюбил весь мир в Тоскану, наконец. Оказавшись в инвалидном кресле, Бертолуччи остался оригиналом: сидя, снял мелодраму о проблемах подростков и нашел своего зрителя даже без 3D.

Читайте также