В России разрабатывают новый стандарт безопасности для автобусов и маршруток

06.11.2018, 17:06

Видеосюжет: Артём Колодкин
Видео программы «Сегодня»

В последнее время на российских дорогах с пугающей регулярностью случаются смертельные ДТП с участием маршруток. Чтобы это не повторялось, в нашей стране начали разрабатывать новый стандарт безопасности для общественного транспорта.

Пассажиров, которые были ранены в страшной автокатастрофе под Тверью начали выписывать из больницы. Двое навсегда останутся инвалидами. Об обстоятельствах столкновения маршрутки с автобусом больше не нужно гадать, ДТП попало в кадр видеорегистратора. Все произошло на участке трассы с прерывистой линией разметки, здесь обгонять можно. Но на обгон маневр водителя микроавтобуса Ford не похож. Эксперты МВД, внимательно изучившие запись пришли к однозначному выводу, что маршрутка в тот момент была неуправляема, ее водитель, видимо, просто заснул за рулем. В микроавтобусе только один выживший — молодой человек, сидевший в последнем ряду. Погибших — 13.

На место приезжал губернатор, руководители тверской ГИБДД. Эта катастрофа, кажется, стала последней каплей. По всей стране начались масштабные проверки.

Александр Куренной, официальный представитель Генеральной прокуратуры РФ: «К сожалению, у нас ситуация далека от идеальной в этой сфере. И было прямое поручение президента в адрес прокуратуры провести еще одну проверку, проверку по всей стране».

Проверка выявила массу нарушений. Руководитель тверской компании, которой принадлежал автобус Ford, был задержан. Выяснилось, что около 40% всех автобусов до последнего времени не были лицензированы. Коммерсанты нашли вполне легальный способ.

Сергей Бидонько, комитет Госдумы РФ по транспорту и строительству: «Не надо было никаких дополнительных надзоров, если у тебя автобус. Ты рабочих возишь. У нас люди сразу сообразили и стали оформлять перевозки как заказные, соответственно, начало расти число ДТП».

Лицензирование — это оценка специалистов — безопасна данная модель автобуса или нет и какую категорию пассажиров можно перевозить. Инспекторы, осматривавшие кузов разбитого вод Тверью микроавтобуса, были обескуражены. Практически все спинки сидений вырваны с корнем, некоторые из них найдены в 15 метрах от кузова. В момент столкновения они, вылетая из креплений, калечили людей. Этим и объясняется, что выжил именно пассажир, сидевший сзади.

То, что несколькими днями позже под Нижним Новгородом, где внедорожник столкнулся с автобусом, никто не погиб, — просто чудо! В Дмитровском районе Московской области, где несколько дней назад вновь автобус столкнулся с маршруткой, чуда не произошло, погибли 4 человека.

Инженеры Росстандарта (это ведомство решает пускать или нет на российский рынок тот или иной товар, в том числе автобусы) в чудеса не верят. На этой неделе ни вышли в правительство с инициативой внести ряд существенных изменений в требования и для перевозчиков и для производителей автобусной техники. Дело в том, что эти самые требования не менялись очень давно. Замруководителя ведомства Алексей Кулешов начал как раз с конструкции сидений в современных автобусах и маршрутках. Оказывается, часто они установлены не заводом-изготовителем, а какой-нибудь частной фирмой, их называют надстройщиками.

Алексей Кулешов, Федеральное агентство РФ по техническому регулированию и метрологии: «Либо заводы надстройщики отступают от требований, либо изначально конструкция не была предназначена для установки сидений. И вот в итоге мы видим то, что мы видим».

Как только новый стандарт вступит в силу, надстраивать, то есть изменять конструкцию, будет запрещено без взаимодействия с заводом-изготовителям. Из российских городов тогда исчезнут маршрутные «Газели», где изначально было 15 мест, а стало, скажем, 20 или того больше. Следующий пункт — расстояния между сидениями. Оно будет составлять 80 сантиметров минимум. И дело не только в комфорте.

Компании-перевозчики при закупке техники сегодня не обращают внимания на ее предназначение — городской автобус, пригородный или междугородний. У всех разные стандарты безопасности, ведь скорость в городе меньше, чем на загородной трассе.
Десятилетиями не менялись и стандарты предрейсовой подготовки. В Росстандарте решили, что исключить некоторые ошибки человека поможет современная техника. Электронный ограничитель скорости на предприятии в Долгопрудном уже установлены, но добровольно. Вскоре это станет системой и, возможно, обязательной. На спидометрах городских автобусов стрелка не будет перескакивать отметку 60, пригородных и междугородних — 90 километров в час. Система «закрытые двери» помешает водителю начать движение, когда пассажиры еще заходят в салон.

«Умные» камеры уже есть в некоторых моделях легковых авто. Они способны понимать, когда водитель начинает клевать носом и засыпать в пути. Электроника сначала пробует взбодрить шофера вибрацией и громкой сиреной, после чего сама плавно останавливается и включает аварийку.

Пока это лишь обсуждения — в итоговый документ, конечно, попадут не все эти устройства. Все упирается в деньги, ведь оборудование дорогое. Но в ведомстве считают, пусть лучше коммерсанты платят рублем за то, что сейчас пассажиры оплачивают кровью.

Читайте также