Директор интерната опровергает претензии

01.11.2010, 15:55

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Детдом в Павловске проинспектировал глава Комитета по социальной политике. Воспитанники продолжают утверждать, что в учреждении нарушают права человека.

Комиссия петербургского Комитета по социальной политике сегодня огласит результаты инспекции, которую устроили чиновники в Павловском доме-интернате. О том, что в специализированном заведении, мягко говоря, непростая ситуация стало известно 29 октября. НТВ уже рассказывало, что воспитанники смогли через волонтера передать письмо (оно записывалось под диктовку по телефону), адресованное президенту Дмитрию Медведеву.

В обращении, в частности, утверждалось, что детей кормят пищевыми отходами, заставляют работать без выходных и в случаях неповиновения угрожают отправить в психиатрическую больницу. В пятницу в доме-интернате работала московская комиссия, в субботу — представители петербургского Правительства.

Корреспондент НТВ Константин Борошнев следил за ходом проверки.

Крупнейший в стране коррекционный дом-интернат в Павловске — учреждение закрытое. Немногие даже из местных жителей знают, что находятся здесь больше пяти сотен человек. А с введением на территории карантина по ветрянке попасть за забор вообще не представляется возможным. Но именно в этих непростых для детей условиях внутренний конфликт детского дома и стал достоянием общественности.

Попасть на территорию пресса смогла только под давлением председателя Комитета по социальной политике. Пообщаться с директором и узнать, кто писал президенту письмо, Александр Ржаненков хотел обязательно публично.

Александр Ржаненков, председатель Комитета по социальной политике: «Я при всех говорю Галине Ивановне, что сделать все, чтобы дети не ощущали никакого гонения или претензий. Со стороны персонала особенно. Вы этого можете и не заметить, но, пожалуйста, предупредите всех остальных».

Вопреки указаниям, разговор с детьми состоялся в тот же день. Когда учреждение покинули и журналисты, и чиновники.

Владимир Фёдоров, воспитанник детского дома-интерната №4: «Меня вызывала врач к себе в кабинет. Она предупредила, что если вы еще раз напишите, мы будем меры принимать и назначать успокоительные таблетки, чтобы вы никуда не писали».

Обращение от воспитанников к президенту в общей сложности подписали девять человек. Основные претензии связаны с ограничением свободы, плохим качеством еды и регулярной эксплуатацией детского труда.

Галина Племянникова, директор детского дома-интерната №4: «Эксплуатации нет совершенно точно. Нас прокуратура посещает так часто, что если бы у нас была какая-то эксплуатация детей, это было бы выявлено. А самое главное — я по своим человеческим качествам никогда бы этого не допустила: ни жестокости, ни эксплуатации».

За минувший год 4-й дом-интернат пережил уже 80 проверок. Единственное нарушение, которое было выявлено, — это перенаселенность комнат. Вместо положенных пяти в некоторых живут по 13 человек. Об остальных проблемах говорят пока только независимые волонтеры.
Андрей Домбровский, директор благотворительной организации «Подорожник»: «Как можно готовит к жизни в обществе без общества? Доступ волонтерам в детский дом закрыт. Причем он закрыт очень жестко. Нас в октябре предупредили, что как только поймают на территории детского дома, с правоохранительными органами будут выдворять оттуда».

Свой запрет администрация интерната объясняет отсутствием у волонтеров медицинских книжек, а также возбужденным состоянием ребят после подобных встреч. Главный автор обращения к президенту — 24-летний Владимир Фёдоров, по словам директора, вообще становится невменяемым.

Галина Племянникова, директор детского дома-интерната №4: «С Вовой Фёдоровым очень большая проблема. Ребенок подвергается, я так считаю, психологическому насилию по телефону. Когда сейчас Вову заставляют куда-то звонить, говорить какие-то плохие вещи. И про меня он пишет, якобы… Я его спросила: „Вова, это правда?“ Вова отводит глаза».

Владимир Фёдоров, воспитанник детского дома-интерната №4: «Мы хотим от директора избавиться. У нас раньше была старый директор. Ее звали Тамара Викентьевна, она такой золотой человек. Мы везде ездили и участвовали. А сейчас, когда поступила эта директор в 2007 году, отношения стали плохие, и все».

Что за конфликт на самом деле произошел между воспитанниками и нынешним директором — вопрос для разбирательства серьезного и очень продолжительного. Но если верить бывшим обитателям детского дома, подобные истории происходили при любом руководстве.

Юрий Кузнецов, бывший воспитанник детского дома-интерната №4, лидер общественной организации «Мы вместе»: «Чтобы этого избежать, руководству детского дома нужно иметь канал свободного общения. Чтобы не один раз в месяц можно было попасть к директору, а по мере необходимости. Если есть такая проблема».

Пример Юрия Кузнецова для российских коррекционных учреждений скорее исключение. Социализироваться и начать активно работать удается единицам. Решимость ребят публично заявить о претензиях он поддерживает. Пусть и со скандалом, дети с ограниченными возможностями учатся отстаивать права и познавать жизнь.

Читайте также