Вспоминают жертв политических репрессий

30.10.2010, 13:08

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

В России вспоминают жертв политических репрессий. Официальной памятной датой этот день стал только в 91-м году, когда был принят закон о реабилитации политзаключенных — узников сталинских, а потом и советских лагерей.

Сегодня в России вспоминают жертв политических репрессий. Официальной памятной датой этот день стал только в 91-м году, когда был принят закон о реабилитации политзаключенных — узников сталинских, а потом и советских лагерей.

Миллионы людей погибли в результате террора и ложных обвинений. Только за два года — 37-й и 38-й — было расстреляно более 40 тысяч человек. В предвоенные годы уничтожались целые слои и сословия русского народа. Было практически ликвидировано казачество, «раскулачено» крестьянство. Политическим преследованиям подверглись интеллигенция, рабочие, военные, священники.

И сегодня в Воронеже проходит церемония перезахоронения останков более двухсот жертв репрессий. Их нашли в расстрельных ямах на бывшем полигоне НКВД, расположенном на территории поселка Дубовка. Имена всех погибших еще предстоит установить.

Из Воронежа репортаж корреспондента НТВ Ольги Черновой.

В мемориальной зоне поселка Дубовка, где в годы большого террора казнили около 10 тысяч человек, каждое дерево считалось живым памятником. Этим летом огненный шторм полностью уничтожил так называемый «лес памяти», но кладбище политзаключенных стихия обошла стороной.

Мария Мезенцева, внучка репрессированного: «Священное место, и поэтому Господь охраняет это место».

Большинство родственников репрессированных до сих пор не знают, где покоятся останки их близких, убитых сталинским режимом, поэтому каждый год 30 октября сотни семей приезжают сюда, на Аллею скорби в Дубовский лес. 80 лет назад на этом месте располагался полигон НКВД.

Валентина Базилевская испытала все унижения дочери врага народа. Ее отца, агронома, приговорили к 10 годам лагерей по ложному обвинению в организации несуществующей оппозиционной крестьянской партии. В 37-м году расстреляли брата ее деда за то, что он вместе с крестьянами противостоял сносу церкви. Валентине Борисовне был 1 год, когда по приказу НКВД без суда и следствия убили ее дедушку, бывшего священника.

Валентина Базилевская, дочь репрессированного: «Он ехал в электричке, и разговор шел о пассажирах, чего не хватает. И он сказал: „Мыла, ведь, и того нету“. Приехал, через полтора часа его арестовали. Отправили в Карлах, а там через год расстреляли».

Ежегодно в лесу под Дубовкой поисковики эксгумируют более сотни останков политзаключенных. Сегодня земле предали прах 234 жертв сталинских репрессий. В расстрельных ямах были найдены личные вещи убитых: мыльницы, пенсне, кружки, котелки, фрагменты одежды и обуви.

Михаил Сегодин, руководитель поискового отряда «Дон»: «По найденным останкам можно сказать, что они принадлежат мужчинам и женщинам разных возрастов, расстрелянных в 37–39-х годах. У всех останков присутствует характерные огнестрельные ранения в черепную зону».

Зубная щетка с инициалами «АПК», обнаруженная в 47-й расстрельной яме, стала самой ценной вещью для исследователей.

Вячеслав Битюцкий, председатель Воронежской общественной организации «Мемориал»: «По архиву удалось установить, что таких людей с инициалами „АПК“ было пять человек. И мы надеемся, что дальнейшие исследования по архивам ФСБ позволят нам идентифицировать этих людей».

Поисковые работы в Дубовском лесу будут продолжены. Уже установлено расположение еще 18 расстрельных ям. Поисковое объединение «Дон» обратилось к местным властям за разрешением начать внеплановую эксгумацию останков репрессированных. Поисковики опасаются, что после сплошной вырубки выгоревшего леса территорию вспашут, а тогда найти места массовых захоронений будет невозможно.

Читайте также