«Стрит Вью» вызвал бурю протестов

28.10.2010, 19:12

Видео программы «Сегодня»

Немцы возмущены действиями компании «Гугл», однако сами остаются самыми активными пользователи сервиса «Стрит Вью» в мире.

Сегодня блогеры всего мира обсуждают новую политику безопасности корпорации «Гугл». Интернет-гигант разработал целую систему проверок, чтобы избежать повторения казуса с проектом «Стрит Вью». Собирая данные для панорамных снимков городских улиц, гугловские компьютеры прихватывали и личные данные интернет-пользователей, что вызвало скандал всемирного масштаба.

В Германии к создателям «Стрит Вью» есть претензии и другого рода. Признавая удобство проекта, с помощью которого можно виртуально бродить, скажем, по Елисейским полям, сидя у компьютера в Берлине, многие немцы просят тем не менее замазать на снимках их собственные дома.

Собственный корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг узнал почему.

Лена Вагнер: «Все просто: на мышку нажимаю — по улице гуляю. Налево — направо».

Чтобы для любого пользователя Интернета все было так же просто, как для сотрудников «Гугла», их «гугломобили» с камерой на крыше несколько лет разъезжают по городам двух десятков стран мира, фотографируя все на своем пути. Намерения, уверяют, — самые благие.

Лена Вагнер, пресс-секретарь немецкого отделения компании «Гугл»: «Допустим, я перед отпуском в Голландии. Набираю в поисковой строке: „Отель в Амстердаме“ и могу увидеть его не на карте, а как есть — симпатичные виды, уютные рестораны, с парковкой проблем никаких. А ведь могла бы быть стройка, помойка».

Непредвиденная остановка у фотомашин возникла только в Германии. В стране, познавшей в прошлом столетии все прелести и Гестапо, и Штази, в век электроники вновь испугались: что это — маленькое чудо или Большой брат?

Опасения миллионов немцев только усилились, когда тайное стало явным: вдобавок к съемкам немецких квартир и домов аппаратура «Гугла» обнаруживала частные точки беспроводного доступа в сеть, отслеживая и собирая через них личные данные пользователей.

Петер Шаар, федеральный уполномоченный по охране личных данных: «Допустим, врачи отправили мне письмо с историей моей болезни. А „Гугл“ его открыл и зачем-то у себя сохранил. По-моему, непорядок. Бывает ведь, что в почте содержатся пароли, ПИН-коды, а „Гугл“ может их втихаря собирать».

Но и власти Германии все это время тоже могли только молчать, ведь законов, что объясняли бы, что такое «Стрит Вью» юридически, и что можно его разработчикам, а что — нет, пока не существует. Уполномоченный по защите личных данных лишь раздает советы.

Петер Шаар, федеральный уполномоченный по охране личных данных: «Тут у нас карикатуры, как вы можете замаскировать свой дом, чтобы камеры „Гугла“ его не распознали. Или можно приукрасить жилье, если кого-то смущает его низкий достаток — этакая Потёмкинская деревня».

Нечто подобное, и лишь для Германии, «Гугл» и запустил: слишком громкими были критика на страницах газет и протесты на улицах. Любой немецкий домовладелец или арендатор может отправить «Гуглу» запрос. И от дома его еще до публикации фотокарты в сети, обещают ее разработчики, не останется и следа.

Лена Вагнер: «Чтобы нам было проще найти ваше жилье, добавьте сведений о нем: какого цвета дверь, что у вас на балконе, как вас зовут…»

Выходит, чтоб обезопасить себя от вторжения в частную жизнь, вам придется самим рассказать о ней «Гуглу». Впрочем, более 100 тысяч немецких семей уже воспользовались этим правом.

Особенно протестуют жители дорогих и до сих пор спрятанных от любопытных глаз городских районов. Ведь отнюдь не каждый владелец роскошной виллы захочет на весь Интернет признаться в таком богатстве. И что же будет, если с трехмерной карты сотрут сначала один особняк, потом второй, третий, пятый, то какой от нее будет прок? Сплошные белые пятна!

Однако «Гугл» не сдается. Уже к декабрю этого года первые 20 оцифрованных немецких городов, пусть и частично с замазанными владениями, будут выложены на сайт интернет-гиганта. Как стройно бы ни звучал хор возмущенных чиновников и общественности, а у концерна — свой аргумент, с которым трудно поспорить.

Лена Вагнер: «Именно немцы больше всех в мире пользуются нашими картами. Как-то странно выходит: я, мол, хочу посмотреть, как выглядит дом у соседа, но свой собственный показывать ни за что не стану. Это что, менталитет такой?»

Читайте также