Эфирная судьба зависит от «пиплметров»

19.10.2010, 20:21

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

На конференции, посвященной измерению телеаудитории, специалисты заявили: дальновидным телекомпаниям важен как рейтинг, так и критичное мнение зрителей о том, что они видят по ТВ.

Почти четыре часа (а точнее 233 минуты в день) среднестатистический житель Петербурга смотрит телевизор. Те, кого с профессиональной точки интересует, кто смотрит, что смотрит и почему смотрит, встретились сегодня в Петропавловской крепости.

Здесь прошла II ежегодная конференция «Медиасфера». Обсуждаемая тема — «Измерение телевизионной аудитории». Непосвященному название ничего не скажет. Но именно от результатов таких исследований и будет зависеть, что мы будем смотреть в ближайшее время. Профессионалов интересует рейтинг — показатель популярности.

Как высчитывают телебаллы, знает корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв.

Продюсеры американского сериала «Вспомни, что будет» с любопытным сюжетом (все люди на Земле потеряли сознание и увидели будущее) оказались недальновидны. Массовую популярность фильм так и не смог завоевать.

Съемки прекратили, несмотря на протесты тысяч поклонников по всему миру. У руководства всех телеканалов на планете есть один могущественный босс, с которым никто не спорит. Это рейтинг, то есть аудитория телезрелища, выражающаяся в процентах от общего числа телезрителей. Низкий рейтинг — это приговор для любого эфирного продукта.

Но как все это вычисляют? Пересчитать всех, конечно, невозможно. Исследовательские компании формируют так называемую панель. Это группа людей, которая, в сущности, — уменьшенная копия общества.

Соотношение пожилых и молодых, с высшим образованием и без, семейных и одиноких — все факторы такие же, как и в общей структуре населения. Поэтому достаточно знать предпочтения только этой группы.

В домах отобранных добровольцев устанавливают специальные приборы — «пиплметры», которые фиксируют каждое нажатие кнопки на пульте. В Петербурге их установлено 190, число подопытных телезрителей — около 400.

Михаил Попонов, директор филиала «TNS-Россия» в Санкт-Петербурге: «Прибор подключается к телевизору и фиксирует все переключения каждого из членов семьи, количество времени, которое человек тратит на просмотр телевизора. Прибор со специальным пультом, на котором у каждого члена семьи есть своя кнопка. И когда человек находится в комнате со включенным телевизором, он обязан зарегистрироваться».

Таким образом исследование получается не только количественным, но и качественным, ведь известно еще кто и когда смотрит конкретную программу. То есть рекламодатель может понять, нужный ли человек увидит его ролик на определенном канале в определенное время.

По телефону уже давно не спрашивают, какой канал вы сейчас смотрите. «Пиплметры» в количественных исследованиях эффективнее. Зато из беседы со зрителем можно узнать о предпочтениях, недовольстве и пожеланиях, то есть о качественных составляющих. Конечно, и тут изобретают новые автоматизированные методы, но телефонную трубку бросать не спешат.

Ксения Ачкасова, директор по ТВ-исследованиям компании «TNS Россия»: «Качественные измерения были популярны всегда. Они просто отвечают на другие вопросы по сравнению с количественными. И компании, которые заботятся о своем имидже, покупали как количественные, так и качественные исследования».

Однако определяющим все-таки остается рейтинг. От него зависит стоимость рекламы и, в конечном счете, существование отдельной программы или канала в целом. Критики современного телевидения этот показатель ненавидят: они считают, что из-за него качество передач опустилось до непритязательного вкуса массового зрителя. Впрочем, то, что принято считать важным, все равно показывают без оглядки на рейтинг. Телевизионный, по крайней мере.

Читайте также