Берлину представили «Гитлера и немцев»

16.10.2010, 19:13

Видео программы «Сегодня»

Сегодня посетители берлинского исторического музея застывали на пороге в шоке: изо всех углов музейного зала на них глядел Адольф Гитлер.

Сегодня посетители берлинского исторического музея застывали на пороге в шоке: изо всех углов музейного зала на них глядел Адольф Гитлер. Сотни картин с изображением фюрера, его фотографии, бюсты равно как фашистские флаги и агитплакаты вошли в экспозицию «Гитлер и немцы», открывшуюся в германской столице.

Страна, до сих пор стыдящаяся своего прошлого и болезненно относящаяся ко всему, что связано с Гитлером, задумку музейщиков приняла настороженно. Те в свою очередь утверждают: выставка — не реклама, а скорее антиреклама нацизма.

Корреспондент НТВ Константин Гольденцвайг прогулялся по залам.

Ни одна другая историческая выставка в Германии за последние годы не вызывала таких ожесточенных споров, как эта, открывшаяся в Берлинском историческом музее. Про преследование славян, евреев, цыган в нацистской Германии было не раз, было и про Вторую мировую войну. Но чтобы вот так просто не об эпохе, а о человеке — Адольфе Гитлере?

От первых выступлений и первых акварелей до «Майн Кампфа» и самоубийства. Такого, говорят немецкие историки, в музеях не показывали ни разу. И даже открывая эту выставку, признаются ее кураторы, они сильно боялись.

Симона Эрпель, историк, куратор выставки: «Нам действительно пришлось найти в себе мужество, чтобы открыть эту выставку. Но вместо того, чтобы вновь предъявлять здесь старую гитлеровскую пропаганду, мы попытались по-новому представить эту фигуру».

И все же от многих экспонатов устроителям выставки пришлось отказаться. Есть, например, представленная впервые в Германии так подробно вся фашистская иерархия через фашистскую униформу, но белый китель самого Гитлера, в котором он покончил с собой, здесь не представлен. Хотя российские музейщики предлагали привезти его в Берлин из московских фондов. Немцы отказались.

Точно также не будет здесь и знаменитых гигантских полотен с Гитлером-рыцарем, Гитлером-всадником. Они так и останутся в хранилищах Нью-Йорка. Вместо них скромные, не бросающиеся в глаза репродукции. Из личных вещей фюрера тоже почти ничего, только личный комод из рабочего кабинета в новой канцелярии, но и он спрятан как можно глубже от греха подальше.

Клаус-Йорг Зембах, историк, куратор выставки: «В одном из залов, к примеру, у нас вывешена репродукцию любимого Гитлером батального полотна „Борьба народа“, в оригинале это 4x3 метра. Мне говорили, что и нынешние неонацисты очень любят эту картину, именно поэтому мы хотели сделать невозможной фотосъемку на ее фоне, мы заслонили холст стеклянным блоком с цитатами из офицерских дневников».

«На днях мы поймали 18 русских, и перед тем, как всех расстрелять, заставили их самих выкапывать себе могилы, а потом выпили отличного шнапсу по случаю воскресения», — написано в дневнике.

Представлены личные подарки для фюрера от благодарного народа. Баварские ткачихи, вступив в НСДАП, выткали для вождя особое панно, где, правда, все вперемешку: и немецкое «Отче наш», и солдатики с железными крестами. Другие подарки: Гитлер резной, Гитлер деревянный, Гитлер бронзовый, самый разный — от простых граждан Германии.

Нацистская пропаганда здесь противопоставляется немецким нацистским реалиям: «Евреи в нашей деревне не желательны».

Ганс-Ульрих Тамер, историк, куратор выставки: «Ведь до 60% политических уголовных дел строилось на стукачестве рядовых граждан. Выходит, вся эта система держалась не на каком-то одном злодее, а на тысячах маленьких людей, предававших друг друга».

Для посетителей родом из СССР тут все вдвойне интересно. Например, победители гитлеровских трудовых нацсоревнований или гигантская книга, преподнесенная фюреру в подарок к празднику немецкого труда. Чем дальше проходишь по этой выставке, тем сильнее невольно напрашиваются жутковатые параллели.

Эту экспозицию не случайно назвали не «Гитлер», а «Гитлер и немцы», словно лишний раз подчеркивая: случившееся тогда с Германией — вина не одного человека, а миллионов сограждан, что слепо его поддерживали.

Ганс-Ульрих Тамер: «И все-таки нам важно было не скатываться в другую крайность. Отнюдь не все немцы до последней деревни состояли в рядах НСДАП и носили железные кресты. Была при Гитлере и обычная повседневная жизнь, и она здесь тоже представлена».

Собравшая в первый же день сотни гостей, эта экспозиция закроется не раньше февраля. К ее же открытию немецкие журналисты опубликовали результаты последнего соцопроса: тоскуют ли немцы по Гитлеру и сегодня. По его итогам, каждому 10-му жителю ФРГ по сей день не хватает крепкой фюрерской руки. Выходит, опасения историков были не столь напрасны.

Читайте также