Стеклянная красота из глубины веков

12.10.2010, 21:15

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Эрмитаже представили коллекцию древнейших изделий из стекла, начиная c XV века до нашей эры.

В Эрмитаже царит настоящая «Стеклянная феерия». Название выставки, открывшейся сегодня, полностью отражает ее суть. На ней представлена коллекция древнейших изделий из стекла, начиная c XV века до нашей эры.

Среди экспонатов и александрийская чаша стоимостью полмиллиона долларов. Но ее ценность не только в этом. Изделие было украдено, а затем вернулось в хранилище музея.

Корреспондент НТВ Юлия Олещенко о хрупком и в то же время удивительно долговечном искусстве.

Фиалы, алабастры, патеры, аски и бальзамарии… Названия этих сосудов так же многочисленны, как их формы и назначения. Одни использовали для хранения благовоний, другие для наполнения светильников маслом, третьи во время застолий.

Собрание античного стекла Государственного Эрмитажа — одно из самых значительных в мире. В него вошли предметы, создававшиеся на протяжении более семи веков.

Гордость коллекции — памятник миниатюрной скульптуры: женская головка из голубовато-зеленого стекла высотой всего три с половиной сантиметра. Предположительно это портрет императрицы Ливии.

Надежда Жижина, старший научный сотрудник отдела античного мира: «Единственная в нашей стране стеклянная скульптура римского времени и одна из немногих в мире. В Кёльне, например, хранится стеклянный портрет императора Августа. Ливия была его супругой».

Не менее знаменита так называемая александрийская чаша, выполненная в технике литья. Между двух слоев стекла заключен ажурный орнамент из золотой фольги. Похожим способом античный ювелир сумел украсить золотой перстень с изображением морского чудовища.

Столетием позже появились виртуозы — авторы мозаичных шедевров. Внешне изделия той поры напоминают изысканные десерты. Впрочем, способ их приготовления отчасти напоминал работу кулинара. Расплавленные стеклянные стерженьки мелко нашинковывались и укладывались определенным образом в специальные формы, а потом запекались.

При всей сложности мозаичная техника позволяла античным мастерам создавать не просто дорогие, а драгоценные вещи. Например, чашу в витрине намеренно экспонируют перевернутой, чтобы показать всю красоту рисунка, напоминающего многослойный агат. В I веке нашей эры такая чаша стоила как аналогичная золотая.

Позднее эту технику позаимствовали венецианские стеклоделы. Поклонники знаменитого на весь мир муранского стекла с легкостью отыщут в эрмитажной витрине прототипы современных изделий.

Забавные открытия ожидают и любителей шуточных надписей на посуде. В античном мире подобная сувенирная продукция тоже была в ходу. Вот на дне римского сосуда IV века: «Валерия, Валентина, Пергамия, здравствуйте!»

Елена Ходза, ведущий научный сотрудник отдела античного мира, зав. секцией Древней Греции и Рима: «Стаканчики, которые с пожеланием, в жизни употреблялись, конечно. На одном из них написано: „Пей и радуйся“, на другом написано: „Одержи победу!“. Возможно, это предназначалось атлету, который участвовал в соревнованиях».

Чей прах вот уже девятнадцать веков хранит стеклянная урна из Галлии, специалистам неведомо. На выставке сосуд из аквамаринового прозрачного стекла демонстрируют прежде всего как изделие, созданное в технике свободного выдувания, изобретенной умельцами в Сирии.

Читайте также