Лирики от физики

05.10.2010, 19:01

Видео программы «Сегодня»

Пара русских ученых получит престижную награду за обнаружение и изучение графена.

Сегодня сотни репортеров со всего мира обрывают телефоны университета Манчестера, чтобы поговорить с профессором Андреем Геймом и его коллегой Константином Новосёловым, которых днем Шведская академия наук объявила лауреатами Нобелевской премии по физике.

Пара русских ученых получит престижную награду за обнаружение и изучение графена. Это самый тонкий в мире углеродный материал, использование которого позволит вывести микро- и даже наноэлектронику на принципиально новый уровень. Свое открытие выпускники московского физтеха совершили всего шесть лет назад — после того, как перебрались Запад.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко расскажет о русских лауреатах Нобелевской премии.

Увеличенную модель графена принесли на объявление победителя Нобелевской премии по физике. Невооруженным глазом графен не увидеть, материал почти прозрачный, толщиной в атом.

Стаффен Нормарк, член Нобелевского комитета: «Шведская королевская академия наук своим решением присуждает Нобелевскую премию 2010 года в области физики профессору Андрею Гейму и профессору Константину Новосёлову. Оба из университета Манчестера, Великобритания. Премия присуждается за новаторские эксперименты, касающиеся двумерного материала графена».

Первые комментарии ученых. Константин Новосёлов сказал, что находится в шоке. Андрей Гейм заявил, что продолжит работу над статьей и вообще, накануне объявления результатов спал спокойно. Но все же физики перевернули весь мир еще в 2004 году.

О графене было известно и раньше. Он считается самым прочным материалом на земле, отличается эластичностью и отличной электропроводимостью. Но до Новосёлова и Гейма никто из ученых не мог его выделить, то есть заставить графит отдать двумерный слой атомов углерода.

Если объяснять на пальцах, то графен получили примерно так: полоску скотча прикрепили к графиту, а затем под мощными микроскопами изучили то, что прилипло. Все гениальное действительно просто.

За эту кажущуюся простоту физиков даже прозвали мусорными учеными, потому что они исследовали скотч, который выбрасывали после других экспериментов с графитом. Возможно, завистники теперь и сами не прочь порыться в мусорках, ведь о них никто не знает. А о достижении российского научного дуэта и, главное, о дальнейшем применении графена говорит весь мир.

Анатолий Чубайс, генеральный директор Российской корпорации нанотехнологий: «Мало того, что графен сам по себе обладает уникальным свойством, это еще и в некотором смысле такой материнский материал, из которого при добавлении отдельных химических элементов (он еще и в реакции вступает), получаются семейства материалов. Например, графан — при добавлении углерода, у которого тоже фантастические свойства. В этом смысле для нас очень важен переход из стадии лабораторной в стадию опытно-промышленную».

Ученые — выпускники Московского физико-технического института. Константину Новосёлову 36 лет, Андрею Гейму — 51 год. По меркам Нобелевской премии, просто студенты. Ведь обычно о заслугах лауреатов перед наукой вспоминают через десятилетия, а сейчас прошло всего шесть лет с момента экспериментов над графеном.

Ученые последние десять лет работают в Манчестере, в школе физики и астрономии. До этого ставили эксперименты в Голландии. Там же Новосёлов защитил диссертацию, а Гейм приобрел новое гражданство. Но мировая известность к ним пришла в Великобритании.

За графеном компании видят будущее. С его помощью техника сможет еще раз кардинально похудеть, поумнеть и стать эффективнее. Например, появятся дисплеи тонкие, как пленка. Графиловая революция ориентирована на нанотехнологии.

Виталий Конов, член-корреспондент РАН, заместитель главы Российского фонда фундаментальных исследований: «Это действительно наноматериал, это действительно экстремальный материал. Отсюда и его такие замечательные свойства, которые к нему привлекают огромное внимание во всем мире».

У Андрея Гейма и Константина Новосёлова уже много наград, а теперь появилась и самая престижная в научном мире.

Любопытно, что Андрей Гейм 10 лет назад получил Шнобелевскую премию, антипод Нобелевской. Ученый пытался с помощью магнитов поддержать лягушек в состоянии левитации. Если раньше над этим смеялись, то теперь левитация лягушек еще и пример нестандартного мышления.

Читайте также