Россияне ремонтируют легендарный «Белфаст»

14.09.2010, 19:22

Видео программы «Сегодня»

Специалисты с российских верфей бесплатно отремонтируют легендарный британский крейсер «Белфаст».

Сегодня на легендарном британском крейсере «Белфаст» слышалась русская речь. Там устанавливают новые мачты специалисты с российских верфей. Причем за работу англичане не заплатят ни пенса. Реставрация корабля — это благодарность за помощь во времена Второй мировой. Тогда Королевский флот организовывал так называемый северный конвой, доставлявший через Арктику военные грузы в СССР. Последний сохранившийся участник тех походов — «Белфаст». Он сейчас пришвартован на Темзе.

Корреспондент НТВ Евгений Ксензенко передает с борта крейсера.

Надпись на ломаном русском специально для наших рабочих. Хотя трудности перевода на крейсере «Белфест» ощущались лишь в первый день. Из 11 россиян только двое говорят по-английски.

Иван Давыдов, бригадир сборщиков корпусов металлических судов: «На корабле жестами общаемся. А в городе не общаемся ни с кем, только через переводчиков».

Но что английский? Самое сложное — это все-таки привезти из Санкт-Петербурга две мачты, грот- и фок-, весом 6 и 9 тонн соответственно. Для прохода баржи специально разводили Тауэрский мост.

Рабочий: «Хорошо все прошло, толпа народа стояла, фотографировала».

Российская бригада работает и живет на корабле, шестеро решили ночевать прямо в каюте. Британцы удивились, но возражать не стали.

Рабочий: «Из окна у нас хороший вид на Тауэр».

Последний раз британские моряки ночевали здесь полвека назад. Для россиян, получается, ночь в музее.

Денис Фефилов, сборщик корпусов металлических судов: «Судя по музею, моряки жили еще жестче, чем мы».

По словам Дениса, морской болезни ни у кого нет. Но вот для установки матч даже легкая качка — уже помеха. Рабочие надеются, что изменчивая британская погода не помешает работе. По морской традиции, перед возведением мачты под ее основание обязательно кладут монеты. Под грот-мачту — британские фунты и российские рубли. Моряки считают, что это должно принести кораблю удачу. «Белфасту» она как раз понадобилась.

Состояние крейсера-музея сами британцы называют плачевным, а мачт — аварийным. Их почти съела ржавчина. Ремонт корабля для морской державы — дело чести, но долгое время англичане не могли найти деньги. Стоимость работы — почти полмиллиона долларов. Российские компании построили мачты бесплатно — благодарность за помощь во время войны. Ведь «Белфаст» — один из кораблей — участников северного конвоя.

Во время войны союзники везли в СССР продовольствие, танки и лекарства. При этом с воздуха бомбили немецкие асы, а на море за ними охотился фашистский флот. Хотя ветеран Эдвард Кордли говорит, что больше опасался даже не врагов, а морозов. Для британца 30 градусов — это настоящий подвиг.

Эдвард Клрдли, ветеран Второй мировой войны, участник Северных конвоев: «Всегда дождь, снег, холодно, и чем ближе к северному полюсу, тем хуже. И лишь когда мы прибывали в Мурманск, становилось легче».

Крейсер «Белфаст» совершил путешествие, которое Уинстон Черчилль называл самым сложным на свете. Теперь ему предстоит перенести еще одну операцию, чтобы вернуть себе былую форму.

Читайте также