От СИЗО подальше

13.09.2010, 19:09

Видео программы «Сегодня»

В России рассматривают законопроект «О содержании под стражей». Ряд важных поправок внес президент.

Сегодня Дмитрий Медведев направил в Госдуму законопроект, который, как отмечает кремлевская пресс-служба, обеспечивает конституционное право подозреваемых и обвиняемых на охрану жизни и здоровья. Согласно поправкам, те, у кого выявят тяжелые заболевания, лечить которые в тюремных условиях невозможно, должны освобождаться из-под стражи. К чему привело отсутствие такого документа, показывает мрачная статистика: только за два года в СИЗО умерли более 500 человек, самыми обсуждаемыми стали смерти юриста Сергея Магнитского и предпринимательницы Веры Трифоновой.

Корреспондент НТВ Дмитрий Новиков изучил законопроект.

Подавляющее большинство случаев смерти подозреваемых и обвиняемых было обусловлено тем, что они имели тяжелую, нередко трудноизлечимую болезнь. Если бы у этих людей была возможность лечиться в специализированных клиниках, а не в тюремных лазаретах, смертельных исходов можно было избежать.

Но действующее законодательство, хоть и обговаривало такую возможность, фактически не давало тяжелобольным людям право выбора ни врачей, ни медицинских учреждений. И это при том, что в отношении находившихся под следствием продолжала действовать презумпция невиновности. Ведь обвинительных приговоров по их делам еще не было.

Павел Крашенинников, председатель комитета Госдумы РФ по гражданскому, уголовному, арбитражному и процессуальному законодательству: «Человек не является общественно опасным в силу того, что он тяжело болен. Он не может давить на следствие, он не может скрываться. Поэтому в такой ситуации он должен находиться на свободе, он должен лечиться и по мере сил участвовать в следственных мероприятиях».

Одно из громких дел последнего времени — смерть в СИЗО обвиняемого в налоговых преступлениях 37-летнего юриста Сергея Магнитского. Находясь под стражей, он жаловался на отсутствие квалифицированной медицинской помощи. В тюремной больнице скончалась и 53-летняя Вера Трифонова. Статья обвинения — «Покушение на мошенничество». Несмотря на тяжелое состояние ее здоровья, суд отказывался освободить ее из-под стражи по подписке о невыезде.

Людмила Алексеева, правозащитник, председатель Московской хельсинской группы: «Это замечательная инициатива, давно пора. И я очень рада, что президент такую инициативу проявил, вопрос в том, как они будут соблюдаться. Тут полдела — принять такой закон».

Генрих Падва, адвокат: «Напишут, что можно содержать под стражей, и ничего не изменится. Важно наладить так, чтобы объективно это рассматривали».

Поправки, внесенные президентом в Госдуму, предусматривают возможность не применять меру пресечения как заключение под стражу, если у подследственных медики констатировали тяжелое заболевание. Это могут быть не только запущенные случаи туберкулеза, ВИЧ-инфекции, а также болезни, связанные с онкологией. Перечень таких заболеваний, согласно поручению президента, будет утверждаться Правительством.

Павел Крашенинников: «Критерий четкий, однозначный, не поддается какому-то двойному толкованию. Будет существовать список заболеваний. Если человек болеет указанной формой заболевания, то арестовывать его нельзя».

Закон «О содержании под стражей» будет также дополнен положением, предусматривающим незамедлительную, не более 24 часов, реакцию руководства следственных изоляторов на заявление медиков о тяжелом заболевании находящихся под стражей. Кроме того, президент настаивает, чтобы в проведении экспертизы состояния здоровья обвиняемых или подозреваемых участвовали врачи независимые от тюремной медицинской системы.

Читайте также