Уникальные солевые пещеры разрушаются

12.09.2010, 13:08

Видео программы «Сегодня»

На Украине на грани исчезновения оказалась единственная на всем постсоветском пространстве солевая спелеолечебница.

На Украине на грани исчезновения оказалась единственная на всем постсоветском пространстве солевая спелеолечебница. Грунтовые воды постепенно просачиваются в шахту, где лечат больных бронхиальной астмой. Там все, как в обычной лечебнице, — палаты, кровати. Только лекарство везде — чистый воздух, губительные бактерии в котором убивает соль. Под землю спустился корреспондент НТВ Айрат Шавалиев и ощутил себя одновременно шахтером и посетителем уникальной лечебницы.

Это тот редкий случай, когда организму нужны не солнце, воздух и вода, а отсутствие всего перечисленного. Это не шахтерская клеть, а больничный лифт, не подземная выработка, а медицинский корпус, а человек в каске — не шахтер-горнопроходчик, а заведующий подземным отделением уникальной лечебницы.

Палаты начинаются сразу за воротами. Вдоль подземной стены — кровати, на которых лежат пациенты — больные бронхиальной астмой. От скуки спасают газеты, каски — для безопасности. Это все, что необходимо для лечения. Лекарство тут везде. Это те самые отложения солей, которые не губят, а лечат. Правда, чтобы стать здоровым, надо почувствовать себя немного шахтером.

Населенный пункт, расположенный над больницей, даже называется Солотвино, поселок в Карпатах, что у самой границы с Румынией. Здесь еще в средние века начали добывать соль, а в 1968 году советская медицина решила использовать шахты и для лечения аллергологических заболеваний. Всех сразу удивила невероятная эффективность — детям в 95 случаях из 100 становится гораздо легче.

Ярослав Чонка, главный врач Украинской аллергологической больницы: «В советское время очередь сюда растягивалась на 10–15 лет. Это была всесоюзная здравница, на всю страну полагалось 10 взрослых и 10 детских путевок!»

Метод лечения несложен: спускаешься в шахту на шесть часов в день и сидишь, дышишь. Соль убивает в воздухе вредные для астматика бактерии. Сегодня в одной пещере — детское отделение, пациенты в касках режутся в карты, а в соседней выработке начали строить отдельные палаты. В той, что под номеров 12, петербурженка Ирина — уже опытный шахтер, приезжает с сыном в четвертый раз.

Ирина Батурова, мать пациента: «У Марка астма, мы приехали сюда ее лечить. Изначально у нас ребенок сидел на гормонах, но сейчас уже ему намного лучше».

Иногда в эти глубины спускаются с небес и настоящие звезды, хоть и нет здесь роскошных палат для знаменитостей.

Степан Бачкай, заведующий подземным отделением Украинской аллергологической больницы: «Самая известная наша пациентка — народная певица София Ротару. Целый месяц она здесь пролечилась, очень эффективная терапия».

Метод лечения прост, а вот обслуживание шахты — дело трудоемкое. Грунтовые воды просачиваются и размывают соль, на поверхности уже зияют гигантские провалы земли. В советское время здесь была сложная система водоотводов, но все разрушено временем и отсутствием денег на ремонт.

Еще и последняя снежная зима обернулась весной катастрофическим половодьем. Пациентам пока ничего не угрожает, уверяет директор, а вот лечебная шахта медленно уходит под воду.

Ярослав Чонка, главный врач Украинской аллергологической больницы: «То количество воды, что сюда поступает, позволит нам просуществовать где-то еще полтора года. Место есть для работы, но остальное потом затопится».

Вечерняя смена в забое закончилась. Пациенты переобуваются, проходят мимо импровизированной часовни и по очереди поднимаются наверх. Соленый воздух внизу позволит людям дышать на поверхности до тех пор, пока саму лечебную шахту не погубит вода.

Читайте также