Опять идут старинные часы

09.09.2010, 14:19

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургским мастерам удалось вернуть к жизни хронометр императора Николая I, созданный два века назад.

Петербургским мастерам удалось вернуть к жизни хронометр императора Николая I, созданный два века назад. Для этого часовщикам понадобился всего год. Срок минимальный, учитывая, что уникальный механизм безуспешно пытались оживить последние 60 лет.

Корреспондент НТВ Константин Борошнев рассмотрел реликвию.

От часов в этом агрегате с маятником — только стрелки да циферблат. Для своего времени они были полноценным астрономическим прибором. Показывали дни, месяцы, долготу дня, даже умели определять, какой год високосный.

Создавали часы под заказ или по велению души, как автор проектировал это чудо российской инженерной мысли сейчас не известно. Но лично от Николая I знаменитый ярославский часовщик-самоучка Лев Нечаев был жалован двумя тысячами рублей.

Судьба регулятора — такое название механизм получил в 80-х годах XIX века — оказалась довольно увлекательной. В Военно-морской музей он попал из музея Морского кадетского корпуса, куда часы передал владелец Мраморного дворца — великий князь Константин Николаевич. Где именно — в личных покоях или, например, в приемной — часы были установлены, данных нет. Но приобретением своим, князь, говорят, гордился.

Последние 60 лет нечаевский хронометр оставался обездвижен. Сказались и эвакуация в годы Великой Отечественной, и естественный износ механизма. Каким он был при создании, теперь позволяет увидеть только 3D-модель часовой начинки.

Константин Чайкин, руководитель центра реставрации часов: «Если взять все часы, которые были созданы до ХХ века русскими мастерами, то эти можно назвать по-настоящему сложными, которые были сделаны в России».

Запустить стрелки часовой жизни пытались многие отечественные специалисты. Но реанимировать механизм никак не удавалось. Разработать технологию ремонта не могли, пока технология сборки не была разгадана.

Виктор Латанский, часовой мастер: «Часовая схема была абсолютно классическая, английская модель. Но то, что он сделал с календарем, конечно, — это чудо. Аналогов я за свою 30-летнюю практику не встречал».

Работа мастерской Константина Чайкина значение имеет без оговорок историческое. Мало того, что сами часы удалось починить, так еще и трехмерная модель при необходимости поможет потомкам обнаружить неисправность. И пусть долго, кропотливо, но устранить ее.

В Военно-морском музее настроение и состояние раритета фиксируют ежедневно. У хранителя Рогачёва — это чуть ли не главная сейчас забота. Бывает, правда, часы останавливаются. Но, как говорят мастера, это вполне нормально: волнения такие «старики» переносят с трудом и капризами.

Читайте также