Ликом Берии украсили вокзал в Екатеринбурге

04.09.2010, 19:06

Видеосюжет: Инна Осипова
Видео программы «Сегодня»

Вокзал в Екатеринбурге украсила фреска с изображением… Берии, а оформители называют бывшего главу НКВД эффективным менеджером.

В Екатеринбурге разгорается художественно-исторический скандал. На местном железнодорожном вокзале, который, кстати, до недавнего времени назывался Свердловск, обнаружилась фреска с изображением… Лаврентия Берии! Глава НКВД взирает на пассажиров с потолка, и те, у кого есть время задрать голову и присмотреться, бывает, ежатся.

Оформлением вокзала занимался Художественный фонд Екатеринбурга. На удивленные вопросы там ответили, что да, это действительно Берия, и что выбор на него пал неслучайно, ибо он — «эффективный менеджер, отвечавший за создание советского ядерного щита». Что этот «менеджер» с не меньшей эффективностью истребил миллионы людей, авторов идеи не смутило.

Корреспондент НТВ Инна Осипова ознакомилась с шедевром.

Кто этот человек с лысиной и в очках? Пассажиры железнодорожного вокзала Екатеринбурга на этот вопрос отвечают не задумываясь, но сразу задают встречный вопрос — а зачем он здесь?

Местный житель: «Ну это же Берия, вы же знаете!»

Недоумение пассажиров понять можно. В нашей стране еще более полувека назад убрали портреты бывшего наркома внутренних дел. А тут прямо на вокзале, в общественном месте — человек, очень похожий на Лаврентия Берия, увековечен в монументальном искусстве, на фреске. Появилась она после реконструкции вокзала.

Не стенах Свердловского вокзала не раз писали и переписывали историю. В советские годы здесь были фрески с изображениями вождей мирового пролетариата, но позже их решили замазать масляной краской. Сейчас на сводах вокзала — вся история Урала от походов Ермака до нынешнего дня.

На фреске, которую посвятили созданию ядерного щита страны, изображено совещание на фоне Белоярской АЭС. Среди участников можно увидеть академика Курчатова, Келдыша и некого человека в маршальской форме, которого некоторые уральцы принимают за Сталина. Но если это лишь догадки — лица не видно, — то Берия очень даже узнаваем. И только в администрации вокзала не видят никакого портретного сходства. Здесь, говорят, писали эпоху в целом, а не конкретные личности.

Оксана Буторова начальник отдела по работе со СМИ Свердловской железной дороги: «Круглые очки, соответствующий типаж. Все, что связано с эпохой, всегда очень стилизовано, поэтому здесь говорить о конкретных личностях, я считаю, не стоит».

А вот в художественном фонде Екатеринбурга, который, собственно, и выступил идеологом настенной живописи на вокзале, не скрывают: сходство вовсе не случайно. Им хотелось изобразить не только ученых-атомщиков, но и того, кто руководил ими.

Лариса Смольникова, заместитель генерального директора Екатеринбургского художественного фонда: «Мы стремились к тому, чтобы написать Берию здесь. Да. Почему? В данном случае Берия, Иванов или Васильев — это менеджеры. А Берия — это генеральный менеджер группы по создания атомной бомбы».

О том, что еще делал эффективный менеджер Берия, хорошо помнит Отто Андреевич Збрыковский. Его мать, отца и деда-инвалида расстреляли, как польских шпионов только потому что их семья была прописана в доме, где когда-то размещалась польская община. По словам Отто Андреевича, увековечивание образа Берии в любом качестве для него — все равно, что возвращение назад, в прошлое.

Отто Збрыковский: «Столько погибло людей за так. Нас вот трое осталось без матери, без отца».

С точки зрения исторической правды эта фреска также не совсем уместна. Берия курировал создание атомной бомбы в СССР, но к созданию Белоярской АЭС, построенной под Екатеринбургом в 60-х годах, никакого отношения точно не имеет, говорят историки. И уж тем более не мог участвовать ни в каких совещаниях на этой АЭС.

Владимир Жуковский, историк: «Берия на Белоярке не мог быть, потому что его расстреляли уже и сожгли, а пепел развеяли».

У авторов проекта и на это есть ответ: искусство — не учебник по истории.

Лариса Смольникова: «Это — не бухгалтерский отчет, где каждая цифра должна стоять на своем месте. Если бы так писал Рафаэль, если бы так писал Леонардо, мы бы не ездили за тридевять земель, и не восхищались Джокондой, и не думали, куда она смотрит — вверх или вниз, что она делает — улыбается или плачет».

Правозащитники уже потребовали убрать лик Берии, считая неуместным его увековечивание в городе, где в годы репрессий были расстреляны десятки тысяч людей.

Если уж историческая правда не имеет значения, то зачем тогда менять вывеску на вокзале? Как раз недавно станцию «Свердловск пассажирский» официально переименовали в «Екатеринбург пассажирский», вот только буквы пока не успели заменить.

Читайте также