Электронные учебники с трудом пробиваются в школы

01.09.2010, 19:21

Видео программы «Сегодня»

Столичные власти, сначала поддержавшие эксперимент по внедрению в школы так называемых ридеров, неожиданно передумали.

Для десятков московских школьников сегодняшний День знаний начался… с разочарования. Им объявили, что обещанный переход на электронные учебники откладывается на неопределенный срок.

Столичные власти, сначала поддержавшие эксперимент по внедрению в школы так называемых ридеров, неожиданно передумали. Они заявили, что новация опасна для здоровья, подрывает бизнес издателей и даже угрожает морали в обществе.

Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов попытался разобраться.

В одной из школ на юго-востоке Москвы сегодня должен был начаться эксперимент. Съемочная группа НТВ была здесь незадолго до летних каникул и видела, с какой радостью дети восприняли новость о приходе новых технологий, когда им ее сообщил молодой и продвинутый директор.

Антон Альфредович радовался и сам — ученики ему сказали, что давно читают электронные книжки. Если бы они не были электронными, по нынешним временам, может, и вовсе бы не читали.

— А откуда вы эти книжки берете?
— Из Интернета!
— А как вам идея: если с нового учебного года у нас в этом ридере учебники будут?
— Да! Нравится! Ура!

Идеолог проекта, музыкант и бизнесмен Георгий Васильев, организовал даже опытное производство на одном из московских заводов. Специальный школьный ридер размером с учебник и с белыми, как в обычной книге, полями понравился и медикам, и учителям. Ведь в отличие от компьютерного экрана, он работает по технологии электронных чернил, которые не излучают, а отражают свет, как простая бумага.

Антон Уколов, директор школы номер 1274 с углубленным изучением английского языка: «По себе сужу. Я перешел на ридер, поскольку обычную книгу я читаю в очках, а в ридере я шрифт, расстояние межстрочное подстраиваю под свое зрение и читаю без напряжения».

Уже мечталось, как быстро решатся проблемы с доставкой учебников в отдаленные школы — достаточно ведь просто перебросить по Интернету файл, и насколько легче станут портфели. Но тут забеспокоились полиграфисты и издатели, часть из которых сначала предоставили копии своих учебников для эксперимента.

Георгий Васильев, руководитель проекта по внедрению электронных учебников: «Снабжение школ бумажными учебниками — это очень большой бизнес, многомиллиардный бизнес. И в Москве существуют предприятия, которые этим живут».

Живут этим и владельцы полукоммерческого-полугосударственного предприятия «Московские учебники». Оно ежегодно получает из бюджета огромные суммы. И так совпало, что его руководитель Семён Линович — главный противник ридеров в школах.

Семён Линович, генеральный директор издательства «Московские учебники и картолитография»: «У ридеров нет будущего ни в России, ни за рубежом. Они нигде не применяются, потому что они вредны для здоровья. Издательства не имеют механизма защиты авторских прав, и они категорически против».

Зато Линович внедрил другую новацию: легкие, разделенные по четвертям и травмобезопасные — со скругленными углами — учебники. И именно он в итоге отправился на прием к мэру Лужкову, вооружившись коллективным письмом издателей.

Из письма издателей мэру Москвы Ю. М. Лужкову: «Безнравственно проводить эксперимент над московскими школьниками. Длительное взаимодействие с ридером может быть угрозой психическому здоровью ребенка. Нивелирование роли традиционной книги может привести к разрушению культурного стандарта, связанного с ролью книги в интеллектуальном и личностном развитии человека».

Прочтя письмо, мэр постановил: эксперимент остановить. Спикер Мосгордумы и поклонник электронных «читалок» Владимир Платонов, правда, говорит, что окончательного решения еще нет — надо просто все взвесить.

Владимир Платонов, председатель Московской городской думы: «Это не вредительство со стороны власти, а осторожный, внимательный подход к новой проблеме, которая сейчас на федеральном уровне никак не решается».

Дети сегодня получали учебники как обычно. А родители и учителя говорили, что, наверное, будет как всегда — новацию сначала внедрят где-нибудь за рубежом, а уже потом закупят в российские школы, естественно, задорого.

Читайте также