«Балтика» открыла Северный морской путь

26.08.2010, 07:01

Видео программы «Сегодня»

Северный морской теперь открыт для российских танкеров-гигантов.

Северный морской теперь открыт для российских танкеров-гигантов. Первый из них — «Балтика» — в сопровождении ледоколов прошел по этим северным широтам и сейчас держит курс на Китай, он везет туда десятки дысяч тонн газоконденсата. Уже можно говорить об успехе этого экспериментального рейса, проложившего кратчайший маршрут для поставок российского сырья в Азию.

Репортаж корреспондента НТВ Егора Колыванова.

Старший помощник капитана ледокола «Россия» по рации координирует маневр с ледоколом «50 лет Победы». На горизонте появилась Чукотка, огни небольшого города Певек. В Восточно-Сибирском море ледоколы и сопровождаемый ими танкер «Балтика» вновь шли через льды на малой скорости в свете прожекторов. Зрелище величественное. Забираться на север — мера вынужденная, можно было бы идти южнее, ближе к материку, но там недостаточно глубоко.

Олег Шапин, капитан атомного ледокола «Россия»: «Все дело в глубинах. Чем ближе к материку, тем меньше глубина. Здесь она достигает шести-семи метров, нас это не устраивает».

На капитанском мостике постоянно проверяют показания эхолота. В некоторых местах под килем остается два метра. Идти приходится по белым пятнам, то есть неизученным маршрутом. Отсутствие так называемых промеров — главная проблема для экипажа.

Олег Шапин, капитан атомного ледокола «Россия»: «Необходимо посылать сюда гидрографические суда и делать промеры там, где мы работаем, потому что все рекомендованные пути прокладывались 10, 15, а то и 30 лет назад, а суда уже выросли из этих промеров».

Изначально планировалось, что ледоколы будут сопровождать танкер «Балтика» до залива, что рядом с Певеком, но моряк предполагает, а погода располагает. Изменилась ледовая обстановка, с севера пришли торосы, поэтому их совместный поход продлится еще полтора-два дня до 180-го меридиана, а уж оттуда танкер «Балтика» пойдет в Азию самостоятельно.

Впервые танкер грузоподъемностью 100 тысяч тонн успешно прошел по Северному морскому пути — кратчайшему пути из европейской части России в Азию. Это совместный проект трех компаний — «Росатомфлота», отвечающего за ледоколы, «Севкомфлота» (владелец танкера) и «Новотэка» (владелец груза).

На борту «Балтики» находится более 70 тысяч тонн газоконденсата. Получается, чем больше груз, тем выгоднее его везти на азиатский рынок через Северный морской путь, а не через Суэцкий канал.

Сергей Франк, председатель правления ОАО «Севкомфлот»: «Переход из Атлантического океана в Тихий произошел за 11 суток в режиме экспериментального рейса. Если бы „Балтика“ начинала этот рейс от мыса Желания или Дровяного классическим южным маршрутом, то за эти 11 суток мы не дошли бы даже до Суэцкого канала».

В следующем году маршрут хотят оптимизировать, сделать его еще более экономичным и провести по Северному морскому пути не один, а несколько танкеров. Грузопеперевозчики и грузоотправитель хотят не упустить момент. В этом году поставки углеводородов на азиатский рынок впервые превысили поставки на запад, следовательно, это направление становится все более перспективным.

Читайте также