По Северному морскому пути идет танкер-гигант

24.08.2010, 10:03

Видео программы «Сегодня»

На Северный морской путь вышел танкер «Балтика». Это самое большое судно, которое когда-либо появлялось в этих широтах. Оно везет газоконденсат из России в Китай.

На Северный морской путь вышел танкер «Балтика». Это самое большое судно, которое когда-либо появлялось в этих широтах. Оно везет газоконденсат из России в Китай. Рейс — экспериментальный. Задача стоит — доказать, что этот маршрут доставки сырья в Азию экономически может быть более выгодным, чем традиционный — вдоль европейских и африканских берегов.

С борта «Балтики» передает корреспондент НТВ Егор Колыванов.

Арктические воды еще никогда не видели такого гигантского танкера. Он вышел из Мурманска, но вместо привычного южного маршрута — через Суэцкий канал — впервые пошел по Северному морскому пути — через Баренцево море, Карское, море Лаптевых и Чукотское и дальше в Азию, а именно в Китай.

Александр Никифоров, капитан танкера «Балтика»: «Никогда еще суда такого размера Северным морским путем транзитное плавание не осуществляли».

Северный путь, получается, почти в два раза короче Южного. Но для танкера «Балтика» во много сложнее. Во-первых, не везде достаточно глубоко. Во-вторых, ледяные поля.

Николай Чехиркин, второй помощник капитана танкера «Балтика»: «Вот пролив Санникова. Там уже будет маршрут меняться в зависимости от ледовой обстановки».

В Карском море перед танкером встают два ледокола: «Таймыр» и «Россия». Старший механик через небольшое окошко показывает нам атомное сердце России. Его мощи достаточно, чтобы пройти даже через самый сложный лед.

Владимир Кондратьев, старший механик атомного ледокола «Россия»: «Мощность на винтах — 75 тысяч лошадиных сил».

В этих широтах большую часть времени навигация возможна только в сопровождении ледоколов.

Борис Абакалов, главный инженер-механик атомного ледокола «Россия»: «В арктических водах лето длится порядка двух-двух с половиной месяцев. Все остальное время — зима».

Ледоколы понадобились уже в море Лаптевых. Сперва на горизонте появились ледяные торосы, потом лед стал совсем плотным, и завершил полярный пейзаж белый медведь.

Когда стоишь на корме, лучше всего понимаешь, в чем смысл ледовой проводки. Два ледокола — «Россия» и «Таймыр» — идут с небольшим смещением относительно друг друга и оставляют колею для более широкого танкера «Балтика». И это в августе месяце. О том, что здесь, в море Лаптевых, без такой поддержки сейчас непросто, можно судить хотя бы по тому, что к нашему каравану присоседились два судна — сухогруз и небольшое рыболовецкое — и идут вместе с нами.

Этот поход открывает новые перспективы в использовании Северного морского пути. Сейчас по нему перевозят около 2 миллионов тонн грузов в год, а могли бы 30.

Игорь Панков, заместитель директора судоходной компании: «Наше правительство отлично понимает перспективы Северного морского пути как транзитного коридора и ставит задачу продолжать его дальнейшее развитие».

На борту танкера «Балтика» — более 70 тысяч тонн газоконденсата, необходимого для нефтехимической промышленности. Его добыли на Ямале. И подобные крупные поставки сырья по кратчайшему пути на растущий азиатский рынок могли бы ускорить освоение северных месторождений.

Леонид Михельсон, председатель правления ОАО «Новатэк»: «Начнется развитие полуострова Ямал. Там у нас есть предприятия, владеющие Южно-Тамбейским месторождением. Оттуда будет поставка углеводородов, и было бы очень здорово, чтобы какое-то продолжительное время в году была возможность поставлять добываемые углеводороды и Северным морским путем».

Пройдя половину Северного морского пути, караван остановился, чтобы почтить моряков, погибших в этих водах, но ценой своих жизней сделавших этот маршрут пригодным для мореплавания. Ледоколы проводят танкер «Балтика» до Чукотского моря. Дальше он пойдет по водам Тихого океана самостоятельно.

Читайте также