Реактор стал ядерной энергетической установкой

21.08.2010, 13:01

Видео программы «Сегодня»

В иранском Бушере торжественно запустили атомную электростанцию, построенную российскими специалистами.

В иранском Бушере торжественно запустили атомную электростанцию, построенную российскими специалистами. АЭС выйдет на проектную мощность к концу этого года, а пока в энергоблоки начали загружать топливо. При этом особо подчеркивается, что все работы велись и ведутся под бдительным контролем МАГАТЭ и имеют исключительно мирную направленность.

Корреспондент НТВ Сергей Холошевский на месте наблюдал за пуском станции.

Запуск Бушерской атомной электростанции — событие в Исламской Республике Иран, конечно, долгожданное. Многие тут даже не верили, что русские, несмотря на международные санкции и давление Запада на Иран по поводу его ядерной программы, все-таки сдержат свое слово и завершат строительство.

Впрочем, как уверяют в Росатоме, и строительство, и дальнейшая эксплуатация этого проекта будут вестись под неусыпным контролем МАГАТЭ. Все происходящее сегодня специалисты называют физическим пуском реактора АЭС.

Впервые ядерное топливо из хранилища помещают в энергоблок, так что во всех международных документах построенный русскими реактор теперь квалифицируется как «ядерная энергетическая установка».

Свидетелями исторического момента стали гендиректор Росатома Сергей Кириенко и вице-президент Ирана, глава иранской Организации по атомной энергии Али Акбар Салехи. В книге почетных гостей он так и написал: «С помощью русских друзей мы совершили прорыв».

Али Акбар Салехи, руководитель Организации по атомной энергии Ирана: «Мы 30 лет ждали этого дня, мы благодарны нашим друзьям, народу и Правительству России. Без их помощи мы не стали бы сегодня свидетелями столь грандиозного события. Эта АЭС исключительна во всех аспектах — техническом, политическом и юридическом».

История многострадальной атомной электростанций началась еще 36 лет назад. Поначалу строить ее взялись немцы, но через шесть лет, в 1980 году, они разорвали контракт в одностороннем порядке, присоединившись к американскому эмбарго на поставку оборудования в Иран.

Во время ирано-иракской войны станцию бомбили, потихоньку разворовывали. Лишь через 11 лет после начала строительства иранские власти решили завершить начатое. В 1995 году с российской стороной был подписан новый контракт на завершение строительства первого блока станции, поставку из России еще одного реактора, ядерного топлива для него и обучение иранских специалистов.

Еще через три года Москва и Тегеран договорились полностью достроить станцию. Русским пришлось интегрировать российские ноу-хау в строительную часть, выполненную по чужому проекту, и использовать около 12 тысяч тонн немецкого оборудования.

Сергей Кириенко, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: «Такого проекта в мире не делал еще никто. Для нас это предмет гордости, в первую очередь с технологической точки зрения, потому что никто никогда не пробовал построить атомную станцию на фундаментах, проекте, коммуникациях и большом объеме оборудования, сделанном другим производителем 30 лет назад».

Впрочем, Бушерская станция приковала к себе всеобщее внимание не только уникальными методами строительства. Ядерная программа Ирана, заявление президента страны, международные санкции, давление Запада на Тегеран — все это привело к тому, что русские остались единственными, кто несмотря ни на что помог Ирану развивать мирный атом.

Сергей Кириенко, генеральный директор Государственной корпорации по атомной энергии «Росатом»: «Эта АЭС никогда не попадала ни под какие ограничения, ни под какие санкции, Совет безопасности, Организация объединенных наций исключили АЭС в Бушере из-под любых международных санкций, которые применялись, поскольку ни у кого из профессионалов в мире давно не существует никаких вопросов по поводу возможности немирного использования атомной станции в Бушере».

И для Ирана, и для России это выгодное сотрудничество. Тегерану нужна дешевая электроэнергия и подтверждение того, что в Бушере они не собираются делать атомные бомбы, а Россия получает контракт на поставки топлива минимум на 10 лет, совместную эксплуатацию АЭС и хороший задел в борьбе за будущее контракта.

Читайте также