Путешествие в прошлое

10.08.2010, 10:15

Видеосюжет: Антон Артемьев
Видео программы «Сегодня»

Участники этнографической экспедиции на Северный Байкал погрузились в мир древних жителей Сибири.

Участники этнографической экспедиции на Северный Байкал погрузились в мир древних жителей Сибири. Никакой реконструкции, в тех местах эвенки и тунгусы живут так же, как и тысячи лет назад. Вместе с учеными путешествие в прошлое специально для НТВ совершил корреспондент Антон Артемьев.

Ученые впервые обследуют старинное сооружение. Оно ориентировано на север, как раз к святой тунгусской горе. Что это за конструкция, еще предстоит выяснить, пока лишь предположения.

Эвенки традиционно делали погребения на столбах. Прах высыхал, выветривался. В этих диких местах тысячелетние традиции и обычаи сохранились до сих пор, поэтому участники международной антропологической экспедиции не считают большим трудом долгую дорогу в потаенные места северобайкальских гор.

Даже по современным меркам это очень далекая, труднодоступная горная местность. Здесь нет ни телевидения, ни радио. Единственная нить, соединяющая с Большой землей, — лесная дорога в сотни километров, двигаться по которой можно лишь на вездеходе.

При движении от одной эвенкийской стоянки к другой ломается транспорт. Несколько часов приходится выбираться из заболоченной местности. Вдали виднеются первые признаки человеческого жилья — тотемы. Сейчас тунгусы выставляют черепа медведей для защиты от злых духов.

Хозяин тайги — манк, мани, по местным верованиям, когда был человеком. Медведи часто приходили к стойбищам, поэтому продовольствие складывают в надежных подземных ледниках или лабазах, поднятых на несколько метров от земли. На каждой стоянке обязательно есть оружие.

Жизнь современных северных кочевников исследуется научными организациями России, США, Великобритании и Канады, Финляндии и Норвегии в одном масштабном антропологическом проекте.

Американский профессор Джон Зайкер сравнивает этнографию народностей на разных континентах. Эвенки, по его наблюдениям, заботятся о всей общине. Возвращаясь с охоты, делятся мясом не только с родственниками, но и с соседями, еще остается на продажу.

Джон Зайкер, профессор антропологии: «Все чуть-чуть по-другому, потому что продажа мяса диких животных не производится. Дичь — это некоммерческий продукт, ее раздают, ее невозможно купить в магазине, как и оленину, лосятину, медвежатину».

Современные стойбища эвенков разбросаны на приличном расстоянии друг от друга, и жизнь в тайге полностью автономна. На одной из стоянок пекут хлеб, распространяя его между оленеводами, на другой добыли мясо, и его отправляют соседям.

Поселившись с кочевниками, ученые исследуют эти тесные связи, детально описывают быт, изучая методы хозяйствования. Эта работа поможет разгадать многие археологические тайны, ведь кочевая жизнь в этих краях не менялась веками.

Читайте также