Британец ищет деньги на содержание советской «Черной вдовы»

10.05.2018, 10:38

Видеосюжет: Елизавета Герсон
Видео программы «Сегодня»

В Великобритании сейчас гадают, как и на что содержать советскую «Черную вдову». Такое прозвище получила большая дизельная подлодка Б-39. Уроженку бывшего СССР приютил житель города Рочестера. Он выкупил ее у прежних владельцев, создал музей, но денег на достойную жизнь «Черной вдове» все равно не хватает. Субмарина покрылась ржавчиной и того и гляди зачахнет.

Большая дизельная подводная лодка «Черная вдова» 50 назад, когда только вступила в строй, была мечтой каждого английского шпиона. Чтобы взять ее на абордаж с фотоаппаратом, шпион, вероятно, продал бы родную маму. Сегодня же цена вопроса — несколько десятков фунтов, маму можно взять с собой. Столько стоит посещение музея. Если заплатить сверху, можно снимать не на фотоаппарат, а на кинокамеру.

Англичане, наверное, догадывались об отсутствии окон, на этом их познания и заканчивались. Лодка оказалась безупречно герметичной. Никакая информация из нее в советские годы наружу не утекала.

Джон Саттон, владелец подводной лодки «Черная вдова»: «Три месяца назад ко мне на экскурсию пришел бывший командир британской субмарины. Он отдал флоту 25 лет, 20 лет командовал британскими подлодками во время холодной войны. Я был в шоке, когда узнал, что он понятия не имел, как устроена и выглядит советская подлодка. Я-то думал, британская разведка имела эти сведения».

Как выяснила корреспондент Лиза Герсон, все сохранилось в том виде, как было заложено на «Адмиралтейских верфях» и достроено в Северодвинске в 1967 году: перископ, торпедный аппарат, дизельные установки, даже вымпел киевского «Динамо» с автографом Олега Блохина. Русские сняли вооружение и ядерные боеголовки, вместо них оставили британцам несколько старых кастрюль в камбузе.

Джон Саттон: «Эти торпеды оснащались ядерными боеголовками, но не постоянно, только если была угроза. Субмарины этого типа использовались во время Карибского кризиса».

Англичане выяснили, что по сравнению с английскими на русской лодке хуже спать, но лучше работать. Каюта капитана — единственный подводный люкс. Два гальюна против шести английских на команду в 78 человек.

Джон Саттон: «Советская субмарина полностью функциональна, все приборы легкодоступны для работы. В британских все приборы закрыты панелями, и очень трудно добраться до них».

По-вдовьи лодка выглядит только снаружи. Она лежит ржавым корпусом на бочках в гавани Рочестера. Лодку британцы купили в 1994 году после исключения ее из нашего ВМФ и использовали как музей. Джон Саттон купил ее у прежнего владельца в 2000 году. Она стоила как пяток приличных автомобилей. Купил, потому что полюбил, и сейчас полностью содержит ее, а «Черная вдова» привыкла жить на широкую ногу, ведь раньше о ней заботилось мощное государство, а теперь только один человек, который старается спасти ускользающую красоту. Чтобы спасти, субмарину желательно вывести в столицу. В глуши у нее больше шансов окончательно зачахнуть.

Этой подводной лодке нужна не команда, а туристы. Сейчас она стоит в Рочестере, это небольшой город. Нужно двигать в сторону Лондона, желательно к британскому парламенту. Если советская подводная лодка даже в качестве музея всплывет посреди Темзы и откроет крышку торпедного аппарата, некоторые нездоровые умы воспримут это как прямую угрозу.

Читайте также