Эхо Великой Отечественной: погибших в концлагере пленных похоронят в братской могиле

05.05.2018, 08:43

Видеосюжет: Ольга Чернова
Видео программы «Сегодня»

Сегодня в Воронежской области перезахоронят останки советских военнопленных, которые погибли при строительстве секретной железной дороги вермахта Берлин — Ростов. В народе ее называют просто «берлинкой». Пути начали возводить в 1942 году. Для содержания рабочей силы рядом оборудовали концлагерь. Спустя много лет на его месте обнаружили останки погибших.

Заброшенное поле у хутора Михново семь десятилетий скрывало страшную трагедию Великой Отечественной. На этом месте находился один из 40 концлагерей, созданных гитлеровцами на воронежской земле. В ямах найдена груда человеческих останков с переломанными ребрами и выбитыми зубами, по красноармейским пуговицам поисковики сделали вывод, что погибшие — советские военнопленные.

Михаил Сегодин, руководитель поискового объединения «Дон»: «Обнаружено это захоронение по аэрофотосъемке люфтваффе времен войны, где четко прослеживается, как идут сараи, бараки деревянные, видны ограждения колючей проволокой».

Местные жители рассказали, что концлагерь у хутора Михново был переполнен, пленных размещали в бывших овчарнях и ямах, сгоняя в одну по 300 человек.

Евгения Васильева, жительница хутора Михново: «Издевались. Была яма выкопана, там жили пленные, моя подруга носила буряк и картошку. Она маленькая была росточком, немец ей ударил по ноге и перебил ногу».

Бабушка Мария вспоминает, военнопленных фашисты гоняли на строительство секретной железной дороги, ведущей на Ростов и Сталинград, в народе ее прозвали «берлинкой». Это дорога на крови. Вместе с пленными заставляли работать стариков, женщин и детей, среди них была мама Марии Мищенко.

Мария Мищенко, жительница хутора Михново: «„Волосы дыбом поднимаются. Там их тысячи было, тысячи! Умирали, а их добивали. Не может работать — убивали“.

О том, что здесь проходила гитлеровская железная дорога, напоминают многокилометровые насыпи. В разведсводках НКВД от 1942 года сообщалось, что военнопленные работают на строительстве железнодорожной ветки по 18 часов в сутки, за отказ от работы измученных и больных людей немцы расстреливают на месте, узников кормят зерном по 200 грамм в день на человека.

О высокой смертности в концлагерях Воронежской области на Нюрнбергском процессе давал показания генерал германской армии Курт фон Эстеррейх. По его словам, от ужасных условий ежедневно умирали десятки и сотни людей, администрации лагерей приказывалось расстреливать русских военнопленных, принадлежавших к политическому составу Красной армии, коммунистов и евреев, тела закапывать массово, снимать с них опознавательные медальоны и по возможности сжигать».

Виктор Стрелкин, краевед: «Самыми страшными лагерями на оккупированной территории Советского Союза были острогожские лагеря, потому что люди жили в ямах, в вырытых самодельных окопчиках. Жили они так в условиях июльской жары, а потом в условиях осенней непогоды. Многие военнопленные погибали от болезней, тифа, туберкулеза, истощения, многие кончали жизнь самоубийством».

На месте лагеря смерти священники молятся об упокоении душ зверски замученных красноармейцев. Как передает корреспондент НТВ Ольга Чернова, установить имена погибших узников не удалось. С воинскими почестями их похоронят в братской могиле в поселке Каменка.

Читайте также