Аполлон предстанет в новом виде

04.08.2010, 13:15

Видео программы «Сегодня»

Реставрация квадриги Аполлона на фасаде Большого театра закончена.

Реставрация квадриги Аполлона на фасаде Большого театра закончена. Памятник восстанавливали около года. Мастера вернули ему утраченные детали, усилили конструкцию и покрыли композицию составом, защищающим от разрушения.

Однако москвичи и гости столицы смогут увидеть квадригу только в начале сентября. Необходимо еще разобрать строительные леса вокруг скульптуры.

Репортаж корреспондента НТВ Александра Калинина.

Реставрация квадриги на фронтоне Большого театра длилась почти год. Но говорить, что все это время ее никто не видел, все же нельзя. Ведь еще с 1997 года любоваться творением Петра Клодта может не то что каждый москвич, каждый россиянин. Для этого и 100 рублей хватит, причем в буквальном смысле. Квадрига изображена на всем известной купюре.

А сколько денег потратили на то, чтобы эта скульптурная композиция и в жизни выглядела на все 100, одному Аполлону известно. Отдельной статьи на реставрацию античного персонажа и, правда, не выделили. В божеский вид Аполлона привели в рамках общей реконструкции Большого театра. Откроют скульптуру на День города, 4 сентября, причем вопреки античным традициям покровитель муз предстанет в пуританском виде с фиговым листком.

Реставратор: «Есть архивные фотографии XIX века, где фиговый лист просматривается. Качество фотографии неважненькое, конечно, но там и лавровый венок, и фиговый лист имеются».

Еще один новый элемент композиции — лавровый венок в правой руке божества. Его усмотрели на той же фотографии. В общем, историческая справедливость теперь восстановлена полностью, памятник архитектуры тоже.

Алексей Супрунов, руководитель ФГУ «Дирекция по строительству, реконструкции и реставрации»: «Что осталось сделать? Осталось сделать примыкание по кровле и защитные покрытия на те основания, которые были выполнены еще в октябре месяце. Соответственно, ко Дню города мы открываем сам шатер и представляем москвичам и гостям города ту первозданную красоту, которую имели еще в истории».

Скульптура Аполлона на колеснице, запряженная четверкой коней, увенчала портик Большого театра в 1856 году. Создали ее на гальванопластическом заводе в Санкт-Петербурге по модели скульптура Петра Клодта, известного анималиста, обожавшего лепить и вырезать лошадей из всех подручных материалов. Это его конные группы украшают Аничков мост через Фонтанку в Санкт-Петербурге. Долгое время все думали, что московская композиция целиком отлита из красной меди. Но когда приступили к реставрации, выяснилось, что и кони почти троянские, и Аполлон пустой.

Алексей Зубков, руководитель генерального подрядчика: «Первоначально вообще думали, что она из бронзы, как обычно делают все скульптуры. Либо бронза, либо гранит, либо гипс, либо еще какой-то материал. А потом сняли слой и увидели, что скульптура медная, но до сути дела не докапывались. Когда к реконструкции уже стали плотно подходить, оказалось, что это листы меди красной и нанесены они на металлический каркас».

По регламенту, статую Аполлона, колесницу и лошадей теперь будут каждый год осматривать и мыть. Очередная реставрация квадриге может грозить лишь через 150 лет.

Читайте также