Учитель навряд ли станет менеджером

27.07.2010, 17:51

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Проблемы современного образования обсуждают на Всероссийском педагогическом форуме, открывшемся в Петербурге.

Пять дней в Петербурге будут работать учителя со всей страны. Сегодня открылся Всероссийский педагогический форум. Поскольку его считают главным событием Года учителя в России, собравшиеся попытаются ответить и на главные вопросы современного образования. Будет ли обучение платным? Как сделать образование качественным? Нужен ли стране ЕГЭ?

На открытии форума побывала корреспондент НТВ Катерина Правдина.

По собственной инициативе и за свой счет в Петербург приехали 500 учителей из 70 регионов России. В одном из пансионатов на побережье Финского залива они собрались на педагогический форум, чтобы обсудить самые актуальные проблемы в сфере образования.

Первый день и первый вечер показали: пессимистичный настрой у некоторых участников присутствует. Правда, возможно, виновата жара. Зато однозначно другое: приехали исключительно те, кто не равнодушен к происходящему в школах и предстоящим в них переменам.

Среди длинного перечня заявленных на форуме вопросов даже сложно выделить один или два, которые сами педагоги ставят на первое место по важности. Будущая реформа наверняка затронет все аспекты деятельности учителей и жизни их воспитанников. Поэтому в конструктивном разговоре низкая заработная плата — сегодня хоть и существенная деталь, но слишком банальная для отдельной дискуссии.

Лариса Ким, учитель биологии школы пос. Расково (Саратовская обл.): «В одной и той же школе один пользуется уважением, другой нет. Кто виноват, общество? Я думаю, прежде всего, сам учитель, его личные особенности, качества, профессионализм. Никакую высокую зарплату не дашь человеку, если у него нет качеств стремиться к самосовершенству. Какую угодно ты ему дай зарплату».

Сегодня главный вопрос не столько в том, что ждет школу после внедрения системы новых стандартов — это когда за дополнительные часы занятий придется платить, а учителя не смогут брать по несколько ставок, — а в готовности всех к глобальным переменам.

Именно собравшиеся в Репине должны помочь друг другу найти верный путь. Чтобы дети, родители и педагогический состав школы чувствовали удовлетворение от сотрудничества и чтобы министерские приказы работали эффективно.

Оксана Старшова, завуч школы г. Петрозаводска: «Страна изменилась, люди изменились. И просто спустить не получится Все это понимают. Другое дело, готово ли общество обсуждать эту проблему. Потому что вчера очень верно Челябинск или Сахалин подметил: когда заговорили о трех основных бесплатных часах и остальных платных, тогда общество всколыхнулось, а когда говорили о качестве образования, тогда это мало кого волновало».

Евгений Барановский, организатор педагогического форума: «Образование станет платным в тех школах, где неэффективные управленцы. Директоров поставят в рамки, чтобы быть эффективными. Но педагогическое сообщество не готово. Их не учили оказывать услуги. Министерство образования говорит: школа — это предприятие, которое оказывает образовательные услуги. Но сегодняшний педагогический состав (80% из 500 педагогов, участвовавших в форуме) со стажем 25 лет не учили оказывать услуги. Их учили учить детей».

Итогом первого дня дискуссий станет резолюция форума. Ведь участники собрались не просто рассказать друг другу о наболевшем, но и сформулировать конкретные предложения, которые они отправят президенту, правительству и руководству Минобразования. Завершится симпозиум по школьной традиции — выпускным, балом и слезами прощания в надежде встретиться вновь для обсуждения оптимистичных педагогических перспектив.

Читайте также