Назад в прошлое

27.07.2010, 14:31

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Петербургский музей трамвая открывает двери всем желающим и предлагает поездку на электротранспорте ХХ века.

Единственный в своем роде музей городского электрического транспорта открыл свои двери для всех желающих. На самом деле экспозиция уникальной техники, которая ездила и ездит по улицам города с начала прошлого века, была открыта в 2008-м.

Но для того, чтобы ее осмотреть, нужно было разрешение руководства «Горэлектротранса». Теперь никаких предварительных договоренностей не нужно.

Корреспондент НТВ Алексей Чеботарёв прокатился на старом трамвае.

Пока первые посетители готовятся отправиться в путешествие на старом трамвае, как на машине времени в прошлое, директор музея городского электротранспорта говорит о будущем.

Павел Ялышев, директор музея городского электрического транспорта: «Для нас это, конечно, хорошее событие. Я надеюсь, что это сможет оказать хорошее воздействие, поднять интерес к музею, к транспорту, сыграть роль в популяризации электрического транспорта».

В первом советском стальном трамвайном вагоне конца 20-х годов прошлого века экскурсантов нещадно трясет, вокруг все гремит и скрипит, но для них все равно эта поездка как перемещение во времени.

Дарья, посетительница музея городского электрического транспорта: «Можно один раз попробовать, как раньше люди ездили на трамвае. Есть ощущение, что сегодня совершили небольшое путешествие во времени».

В музее трамваев и троллейбусов экскурсанты могут на себе испытать, что чувствовали первые пассажиры. Поездка в ретротранспорте помогает лучше ощутить дух того времени.

Анатолий Федуков, экскурсовод музея городского электрического транспорта: «Салон у него по современным меркам тесный, но для тех времен это была шикарная машина: Даже имелись занавесочки на окнах, шикарные сиденья. С нашим ростом тут тесновато. Все-таки это известный факт, что за ХХ век средний рост увеличился».

А можно учить и политическую историю. Вот на уникальном троллейбусе ЯТБ-1 (это единственный сохранившийся в мире троллейбус 30-х годов) маршрут: Красная площадь — площадь Труда. Пассажиры, конечно, не ездили в Ленинград из Москвы. С 1923 по 1952 годы Красной называли площадь Александра Невского, чтобы не акцентировать внимание на одноименном монастыре.

Трамвай как урок истории. Одна из моделей начала ездить в Петербурге в 1907-м. Здесь места двух классов. В первом гораздо комфортнее и просторнее, чем во втором. Но зато платить за проезд там нужно было гораздо меньше. Но наверняка в последние годы существования Российской империи там крепла ненависть к богатым, поэтому в советское время в трамваях уже не было такого классового разделения.

Примета развитого социализма — это мощь и исполинские размеры. Этот 30-метровый трамвай в конце 80-х был самым длинным в мире. А в начале XXI века попал в музей: 53-й маршрут закрыли. Каждый год в Петербурге демонтируют трамвайные пути. Только в этом уберут 15 километров, по которым давно не ездят.

Так что, возможно, вскоре и на Васильевском острове истории будет тяжелее встретиться с современностью. Особенно учитывая, что на территории трамвайного парка имени Леонова собираются построить Дворец искусств, выставочный зал и телестудию. Инвестор обещает сохранить музей. Но не придется ли опять спрашивать разрешение на экскурсию.

Читайте также