«Псковитянку» поместили в исторические декорации

22.07.2010, 10:09

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Союз Большого театра, Воздушно-десантных войск и исторических клубов. Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка».

Союз Большого театра, Воздушно-десантных войск и исторических клубов. Такими масштабными силами поставили знаменитую оперу «Псковитянка» в том самом месте, где пять веков назад происходили события, которые и легли в основу произведения. Спектакль покажут сегодня — один раз.

Корреспондент НТВ Николай Булкин, посмотревший генеральную репетицию, был потрясен.

Звон колоколов Псковского кремля слышен далеко за пределами крепостных стен. То, что эти колокола отлиты еще во времена Ивана Грозного, кажется символичным, если посмотреть вниз, ведь у подножья Троицкого собора — стрелки царя.

— Здравствуйте гвардейцы-десантники!
— Здравия желаем!

Вот так в стрелках Ивана Грозного псковских десантников выдает гвардии рядовой, а еще их выдает тельняшка под красным кафтаном. Разве могли подумать эти солдаты, что на себе ощутят разницу между службой у царя и службой в десантной дивизии?

— Разница, во-первых, в одежде.
— Да. Во-вторых, конечно, в бороде.
— У нас на утренней поверке с такой не появишься!

Опера «Псковитянка» — постановка Большого театра, но для масштабности здесь, помимо хора, солистов, оркестра, привлекли военнослужащих, а еще простых псковичей (они в роли посадских мужиков) и участников исторических клубов с целой конницей.

Павел Медведев, член клуба «Рыцарское копье»: «Наша боевая задача — скакать, скакать и скакать, и с ней мы будем справляться».

И все здесь — под открытым небом: и гримерки, и сама сцена. Хотя сцены как таковой нет, есть реальное место действия, ведь нога Ивана Грозного здесь уже однажды ступала.

Алексей Тановицкий, исполнитель роли Ивана Грозного: «Во Псковском кремле я первый раз».

Бас Алексей Тановицкий говорит эти слова, имея в виду себя, а не своего героя.

Алексей Тановицкий: «Входить в образ Ивана Грозного здесь — это совершенно другое, нежели это делать в театре».

Когда артисты уже в костюмах и в гриме, все вокруг перестает казаться каким-то закулисьем. Но солнце сменяет луна — и звучит третий звонок.

События в опере «Псковитянка» связаны с походом войска Ивана Грозного на Псков. Знаменитую оперу на музыку Римского-Корсакова уже долгие десятилетия не ставили в Большом театре. Но исполнить ее в исторических декорациях — особая честь.

Здесь в буквальном смысле стены помогают, стены Псковского кремля. На таком историческом фоне не пришлось строить много декораций, хотя кое-что все-таки построили, например, еще немного крепостной стены с колокольней — все потому, что по ходу оперы ее придется сжечь.

Солистка Большого театра Екатерина Щербаченко родом из Рязани, но на время она — та самая псковитянка Ольга, которая окажется дочкой царя.

Екатерина Щербаченко, солистка Государственного академического Большого театра, исполнительница роли Ольги: «Единственный минус — репетировать было очень тяжело из-за жары под палящим солнцем. А так я пока вижу одни сплошные плюсы. Мне очень нравится: сейчас и прохладно, и сам факт исполнения этой оперы на исторической родине сюжета — это очень хорошо».

Получается и опера, и во многом историческая реконструкция. Конечно, в постановке под открытым небом свои нюансы: когда смолкает музыка, слышно пение птиц, иногда появляются незапланированные сцены, например, на сцену выходит кот. А как потом оказывается, исполнять сложную оперную партию, сидя на коне, совсем непросто.

Алексей Тановицкий: «Обстановка дикая, все крутится, вертится. Очень много сил уходит на какие-то вещи, которые обычно в театре не делаешь».

Опера «Псковитянка» может оказаться в репертуаре Большого театра, хотя такой масштаб и такой символизм возможен только здесь. Вот Ольга умирает на руках царя — и небо чернеет. И даже после показа постановки весь город остается словно декорацией к спектаклю. Люди в доспехах спешат на автобус, а конный отряд Ивана Грозного уходит вдаль по улицам Пскова в сопровождении ГАИ.

Читайте также