«Тойота» признала русскую идею

20.07.2010, 19:02

Видеосюжет: Алексей Веселовский
Видео программы «Сегодня»

У всех, кто мечтает одним махом обеспечить себе богатую жизнь, сегодня появился новый кумир.

У всех, кто мечтает одним махом обеспечить себе богатую жизнь, сегодня появился новый кумир. Бывший советский инженер Александр Северинский, который 32 года назад эмигрировал в США, заставил компанию «Тойота» (Toyota) отчислять ему процент с каждого проданного автомобиля «Приус» (а в Штатах он сейчас бестселлер).

Эта машина, доказал Северинский, работает благодаря его изобретению. Доказать это он намеревался в суде, но за несколько часов до начала заседания автоконцерн сдался.

Во сколько ему это обошлось — не разглашается, но известно, что согласно предыдущему судебному вердикту, который «Тойота» пыталась обжаловать, она должна была платить Северинскому по 98 долларов с «Приуса».

Корреспондент НТВ Алексей Веселовский встретился с потенциальным миллиардером.

Александр Северинский крутит баранку своего «лексуса» и довольно посматривает по сторонам. Он только что победил Голиафа — компанию «Тойота», которая семь лет отказывалась признавать, что в основе их машин с гибридным двигателем лежит разработка эмигранта из СССР, его разработка.

Александр Северинский, изобретатель: «Для меня это кайф, что мои машины вокруг меня едут».

Он уехал из СССР в 78-м. Говорит, просто не получалось нормально работать. Выпускнику Харьковского института радиоэлектроники хотелось творческой свободы, а он просиживал штаны в НИИ. В Америке пришла идея пойти чуть дальше господина Бенца. Так он и придумал новый автомобиль — гибрид.

Александр Северинский: «Это моя машина, это не их машина. Они просто ее сделали. Это же мое изобретение. Спасибо, что сделали».

Он запатентовал свое изобретение еще в далеком 92-м году, когда автопроизводители о гибридах и не думали. Обивал пороги автоконцернов, предлагая идею, но в той же «Тойоте» над ним едва не смеялись. Привычный двигатель машины Северинский сделал второстепенным, он теперь помогал нескольким электродвигателям.

Это позволило отказаться от трансмиссии, значительно экономить топливо, уменьшить вредные выбросы. Смех закончился в начале 2004-го. С конвейера пошли японские гибриды, тогда оказалось, что принцип работы их двигателя удивительным образом схож с идеей Северинского. «Тойоте» это совпадение стоило четырех с лишним миллионов долларов.

Сейчас, избегая скандала, конвейер «Тойоты» могли просто остановить за нарушение патента, но японский концерн пошел на мировую. Ее условия — секрет, но Александр Северинский, а в Америке просто Алекс, похоже, обеспечил себя, своих детей и внуков на всю жизнь.

Александр Северинский: «Теперь часть цены этой машины идет мне в карман. С каждой такой машины».

Кроме «Тойоты» его же патент используют «Форд» (Ford Motor Company) и «Ниссан Мотор» (Nissan Motor). А он считает, что скоро вообще все автоконцерны встанут к нему в очередь.

Впрочем, для самого Северинского это уже в прошлом. В свои 65 лет он понял, как создавать синтетическую нефть. Эту его идею сейчас разрабатывают сразу на трех континентах. А он уже одержим строительством атомных станций. Не тех огромных, что мы знаем, а небольших. Чтобы можно было возвести за сутки. И подумывает еще над парой идей. Они у него не переводятся.

Читайте также