О гении танца — в костюмах и фотографиях

09.07.2010, 20:17

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Шереметевском дворце представили выставку, посвященную Рудольфу Нурееву.

Французский институт в Петербурге представил сегодня в Шереметевском дворце самый масштабный международный проект, посвященный Рудольфу Нурееву. В одной экспозиции — вся творческая жизнь бывшего танцовщика Кировского театра, ставшего знаменитым на весь мир. Здесь фотографии ленинградского периода, костюмы и инсталляция в память о «Баядерке».

Экспозицию осмотрела корреспондент НТВ Катерина Правдина.

Эта экспозиция вполне логична могла быть посвящена искусству танца в исполнении Рудольфа Нуреева. Ведь для него самого в танце — смысл жизни. Но выставка получилась более глубокой, заставляющей задуматься о том, что было в душе у великого мастера и что для него означала свобода.

Обрести которую в те годы стоило невероятных усилий. Он сделал это казалось бы с легкостью и внезапно, еще накануне закупив в Париже рулоны ткани для костюмов. Но, на самом деле, никто не знает, был ли этот шаг простым для Нуреева.

Наталья Метелица, куратор выставки: «Пришел художник в мир с даром божьим. Он оставил нам то, что нам оставил. И он ушел в царство теней. Это образ данной выставки. Нам всем повезло уловить следы его великого таланта».

Немногочисленные по сравнению с западной фотолетописью кадры пребывания Нуреева в Ленинграде. В 1989 уже измученный болезнью он все-таки приехал в город, где началась его блистательная карьера тогда в Кировском театре.

Чтобы сделать русский классический балет мировым шедевром, он отдал всю жизнь. Это стало для него как будто высшей целью. Обладая неутолимой страстью к познанию всего нового, он работал в свободном танце, никогда не превращая его в дешевый поп-арт, выступал как дирижер, снимался в кино.

Театр же всегда оставался его неизменной страстью. Он насыщал балет блеском и роскошью, а для своих костюмов создал базовую выкройку. Спутать его камзолы невозможно ни с какими другими.

«Баядерка» стала для Нуреева своего рода символом творчества. Этим балетом он покорил Париж в 1961 году. Этим же завершил свою блистательную жизнь, поставив «Баядерку» заново незадолго до своей смерти как спектакль-завещание.

Известно, что Нуреев не хотел возвращаться в Советский Союз, опасаясь преследований. Ведь его осудили как изменника Родины. Понятно, что он смог найти себя на мировой сцене, показав своим неистовым талантом и упорством, а, может, и своенравностью всю прелесть русской классической школы.

Он прошел путь от бедного жителя Уфы до мировой знаменитости. Но чего ему это стоило. На прощании с Нуреевым в Парижской опере прозвучали стихи Пушкина из «Евгения Онегина» — размышления о России, «где я страдал, где я любил, где сердце я похоронил». Конечно, Рудольф Нуреев принадлежал миру, но где осталась его душа?

Читайте также