Единение с природой под стук киянки

08.07.2010, 20:20

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В деревне Гришино собрались мастера деревянной скульптуры.

В Подпорожском районе Ленинградской области возрождают искусство создания деревянных скульптур. Мастера из разных регионов России съехались на II Гришинский фестиваль. Выбор именно этого места вполне логичен.

В экопоселении на протяжении почти двух десятилетий осваивают древние народные ремесла и учатся жить в созвучии с природой. Которая буквально обволакивает всех, кто приезжает в эти красивейшие места на границе с Карелией.

Из Гришина — специальный репортаж корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

В отдаленный уголок Ленинградской области молодые петербургские скульпторы приезжают в разгар лета, когда палящее солнце и беспощадные насекомые как будто помогают трудиться с особым усердием. Здесь, на острове, окруженном со всех сторон рекой, кажется, сама природа способствует рождению образов. Главное их увидеть в местах, когда-то богатых языческими традициями.

Айдар Ахатов, скульптор: «Это общение с духами, воздаешь некую дань, чтобы уважить их музыкой, пением, чтобы они помогли».

Это только на первый взгляд «Ворота счастья» — хаотично сколоченная деревянная конструкция. Правая опора — из березы, дерева, отдающего энергию. Левая — из осины, энергию вбирающего.

Символ гармонии человеческой жизни, а ее продолжение — витвистый корень на верхней балке. Стараясь следовать древним традициям, молодые мастера украшают врата и особыми рисунками. Смысл которых, возможно, будет понятен не каждому.

Евгений Слиж, скульптор: «Орнамент всегда связан и с жизнью и с религией. С язычеством, прежде всего. Первоначально мироощущение людей — это культовое значение изображений».

Узнав о фестивале, местные жители, помнящие или изучающие обычаи предков, решили внести свой элемент декора в «Ворота счастья». Привезли на остров череп волка, по словам охотников, нетипично большого размера.

С другой стороны реки вторая команда скульпторов тоже мастерит — идолов, каждый своего. Вячеслав Серов ехал сюда, вооруженный эскизами, но, попав на землю финно-угорцев, от прежних творческих планов отказался. Теперь из гигантского ствола сосны при помощи пилы, топора и стамески рождаются ангелы. С одной парой крыльев на двоих.

Вячеслав Серов, скульптор: «Может быть, такой символ где-то и встречается, но мне он пришел в голову здесь спонтанно. При виде этих бревен, в процессе распиловки».

Возрождать древнюю культуру предков на северо-востоке Ленобласти начал Владислав Кирбятьев, осевший в этих местах больше десяти лет назад. Пожив с индейцами в резервациях и со староверами на Алтае, он нашел себя в подпорожской глубинке.

В некогда густонаселенной деревне Гришино, где теперь всего два дома местных жителей, Владислав создал экопоселение. Смысл которого невероятно прост: жить в гармонии с природой.

Владислав Кирбятьев, экопоселенец: «Место здесь само по себе сильное: река природа, лес… Я ощущаю: чем больше живешь, тем больше понимаешь смысл того, как жили предки».

Чудом уцелевший деревянный храм XVI века в соседней деревне Согиницы как символ того, что до конца традиции все-таки не потеряны. Пусть и хранят их здесь только стены. Зато какие.

Убранство церкви, а точнее некоторые элементы декора, наглядно подтверждают: христианство не исключило из жизни людей язычество. Именно об обрядах жертвоприношения у этого храма пишут в архивных материалах. После Ильина дня, отслужив службу, тут праздновали Бычье воскресенье.

С недавних пор идолы в этих местах появляются каждый год. И кто знает, может быть, именно с их помощью в заброшенные края вернется культура, сегодня считающаяся почти утраченной, а вместе с ней и люди, которые будут с удовольствием жить по обычаям предков.

Читайте также