Балет с Петрушкой

02.07.2010, 10:13

Видео программы «Сегодня»

Сегодня на сцену Большого театра возвращается «Петрушка» — один из самых успешных балетов легендарной дягилевской антрепризы.

Сегодня на сцену Большого театра возвращается «Петрушка» — один из самых успешных балетов легендарной дягилевской антрепризы. На генеральной репетиции побывала корреспондент НТВ Анастасия Литвинова.

Русский народный балет «Петрушка». Наверное, так его можно назвать. Здесь, конечно, есть классические балетные па, но очень мало. Атмосферу ярмарки создает цыганочка, сударыня-барыня и медведь.

Впервые «Петрушка» появился в репертуаре знаменитых «Русских сезонов» Дягилева. Тогда такое представление и балетом сложно было назвать. Мало того что нет привычных костюмов, так еще и главный герой косолапит. Оказывается, это сложнее любого пируэта.

Михаил Лобухин, солист Большого театра: «Обычно нормальное положение ног балетного танцовщика — пятки вместе, носки врозь. А в этом спектакле нет таких положений, здесь все наоборот».

Екатерина Крысанова, солистка Большого театра: «У всех трех героев свои сложности: у Петрушки — завернутые стопы, а балерина всегда танцует на пальчиках. И она, практически не спускаясь, весь спектакль бегает на пальчиках».

Михаил Лобухин: «В детстве у всех нас были куклы, игрушки. И у них были имена. Всех мы по-разному любили: кто-то сидел с нами за одним столом, кто-то ел с нами, а кто-то валялся в пыльном углу. И когда готовил эту партию, я вспоминал свое детство».

Сергей Вихарев когда-то тоже танцевал Петрушку, а теперь сам поставил балет, который должен стать точно таким же, какой увидели зрители в Париже в 1911 году. Режиссер говорит: история соломенной куклы, безответно влюбленной в балерину, нравится ему своей некрасивостью.

Сергей Вихарев, режиссер-постановщик: «На балетные подмостки вышел другой герой — не принц с короной на голове. Это не то, что привык видеть балетный зритель. Да, это балет, в котором впервые некрасивость возведена в абсолют. Она как бы перевернулась — и стала красивостью».

Для первого дягилевского «Петрушки» костюмы и декорации рисовал известный художник Александр Бенуа. По его эскизам в начале XX века ставили этот балет и на сцене Большого театра. И сейчас, в этой новой постановке, актеры будут танцевать в точно таких же нарядах, что и сто лет назад.

Прежде чем мастера все это сшили, а художники нарисовали, историки несколько месяцев в музеях России и Франции искали подлинные рисунки Бенуа, изучали фотографии и записки тех, кто работал над спектаклем.

Представление длится всего 40 минут. «Петрушка» — это балет без антракта. Такая короткая, но очень яркая театральная история.

Читайте также