«Спартак» возвращается на сцену

01.07.2010, 13:25

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня»

Этот вариант партитуры балета «Спартак» — музыкальное наследие, оставленное сразу двумя гениями.

Мариинский театр после полувекового забвения возвращается «Спартак» — знаменитый балет Леонида Якобсона на музыку Арама Хачатуряна. Поставленный вопреки классическим канонам, этот спектакль поначалу не приняли даже артисты. Более того, между создателями балета, композитором и хореографом царили жаркие споры.

Корреспондент НТВ Павел Рыжков побывал на финальном прогоне и заметил, что история имеет свойство повторяться.

Этот вариант партитуры балета «Спартак» — музыкальное наследие, оставленное сразу двумя гениями — Леонидом Якобсоном и Арамом Хачатуряном более полувека назад. Хотя премьера в 56 году могла так и не состояться. Хореограф и композитор в результате творческих споров переругались так, что подрались прямо на Невском и попали в милицию.

Хачатурян не желал переставлять сцены и делать купюры, но Якобсон все же настоял на своем. Интересно, что сейчас при воссоздании балета история повторилась. Спор, как ставить, возник между дирижером Кареном Дургаряном и режиссером Вячеславом Хомяковым.

Вячеслав Хомяков, режиссер-постановщик: «Восстановление звучания произведения начинается с верстки клавира, и я не буду скрывать, что некоторые длинноты, тормозившие в свое время этот спектакль и вызывавшие сожаление, что он довольно монотонный, мы постарались сократить. Это была работа материалом, это не спор — творческий процесс, поиск».

По сложности и глубине эта музыка сравнима с симфонией и вместе с тем доступна любому слушателю. Именно она в прошлом века вдохновила Якобсона создать такой балет. Словно оживить движение античных ваз

Первой исполнительницей главной жрицы была Ирина Генслер. Она показывала сегодняшним танцовщицам элементы, придуманные хореографом. Говорит, забыть невозможно. Тело до сих пор помнит все нюансы. Тогда хореограф много импровизировал на репетициях, поэтому работа над «Спартаком» затянулась.

Ирина Генслер, профессор кафедры методики характерного танца Академии русского балета имени А. Я. Вагановой: «Почему шла тяжело? Потому что Якобсон -это такой художник, который должен не просто придумать танцы, записать их на бумажку, понимаете, или потом прочитать и показать. Нет. Это творец».

Якобсон именно в «Спартаке» поразил публику своей хореографией, отказавшись от пуантов и выворотности стопы. Балерины танцуют на полупальцах. Эта свободная пластика стала революционной в классическом балете. В наше время Юрия Смекалова в Петербурге называют Спартаком. Эту партию он танцует уже в третьем театре. Правда, в Мариинском на премьере он выйдет в партии Гармодия. А на следующий спектакль снова станет предводителем восставших рабов.

Юрий Смекалов, исполнитель партий Гармодия и Спартака: «Как таковой хореографии немного. Что касается Гармодия и Спартака, то очень важно продумывать позы, пластику, положения, которые составляют основу хореографии. В этом сложность заключается основная».

На финальном прогоне танцовщики-репетиторы оттачивали сцену последнего боя. В том числе она дает право считать, что среди 20 мировых постановок «Спартака» версия Якобсона — непревзойденная.

Возвращение балета «Спартак» в Мариинском театре называют эпохальным событием. В этом спектакле сложная не только хореография, но и сценография: 12 картин, 600 костюмов. Сложности постановки не позволяли вернуться хореографическому шедевру Якобсона на родную сцену.

Читайте также