На кремлевских башнях сбивают штукатурку

29.06.2010, 19:17

Видео программы «Сегодня»

На Спасской башне Кремля начались реставрационные работы, которые искусствоведы уже называют эпохальными.

Cегодня на Спасской башне Кремля сбивали штукатурку. Так начались реставрационные работы, которые искусствоведы уже называют эпохальными. Их цель — восстановить икону, которая украшала Кремль почти четыре сотни лет, с XVI века. Считалось, что в 30-е годы прошлого века святыня пропала, хотя никаких документов, подтверждающих это, так и не нашли.

Не один год историки добивались разрешения провести исследования, чтобы сказать, сохранилось живописное изображение или нет. И вот два месяца назад стало ясно: лик Христа, считавшийся утраченным, — жив. Десятилетия он был надежно укрыт от глаз большевиков под слоем штукатурки и монтажной сетки.

Репортаж корреспондента НТВ Егора Колыванова.

С последним ударом курантов в 11 утра над Спасской башней раздался звук боя молотков. На строительных лесах, затянутых привычной зеленой сеткой, к работе приступили реставраторы.

О том, что на башнях Кремля, возможно, сохранились наружные фрески, реставраторы догадывались. Больше были уверены в сохранности иконы на Никольской башне, но заодно решили проверить и киот на Спасской. Киот — это красивый шкафчик или застекленная полка для икон. В случае с башнями это застекленные углубления в стене.

В конце апреля реставраторы сделали несколько отверстий в белом прямоугольнике и увидели образ Спасителя. Сегодня мастера приступили к полному удалению слоя штукатурки и цемента. С каждым ударом из под железной сетки становились видны все новые детали.

Реставратор: «Тут начинается кусочек нимба, вот он проглядывается. Золото, с текстом шрифта, а вот шея и вот туда голова пойдет».

Иконы были замурованы в 30-е годы. При этом сделано это было так, чтобы нанести минимум вреда. Перед ними были установлены металлические решетки, поверх сетка и слой штукатурка. То есть фрески как бы оказались герметично законсервированы. И сделано это было сознательно.

Сергей Филатов, директор межобластного научно-реставрационного художественного управления: «Все сделано очень грамотно. Видимо, это, конечно, работа реставраторов, которые старались сохранить живопись, которая дошла до того времени».

Имена тех, кто таким образом спас иконы от уничтожения, неизвестны. Фонд Андрея Первозванного обращается с просьбой откликнуться людей, кто может быть знает подробности этой истории.

Владимир Якунин, глава попечительского совета Фонда Андрея Первозванного, президент ОАО «Российские железные дороги»: «Если не свидетели, то потомки свидетелей, которые могли бы пролить свет на всю эту историю, сказал бы, кто осуществлял закрытие иконы, при каких условиях».

Последнее сохранившееся описание надвартной иконы над Спасской башней датируется 1904 годом. Согласно ему, Спаситель изображен в полный рост, в руках держит Евангелие, к стопам припали преподобные Сергий и Варлаам.

Поднявшись на строительные леса, понимаешь, что старинные описания «лик Спасителя в рост» — это не преувеличение. Учитывая размеры ниши, можно представить, что Спаситель действительно изображен в полный рост, и он сопоставим с ростом человека.

Через несколько часов работы, стало очевидно, что дошедшее до нас описание иконы абсолютно точное. После того, как образ Спасителя будет открыт полностью, специалисты оценят сохранность иконы и определят методы реставрации. Работы на Никольской башне начнутся на следующей неделе.

Читайте также