Отпуск, арест, сотрудничество: США ведут охоту на русских IT-гениев

17.12.2017, 15:29

Видеосюжет: Александр Коневич
Видео программы «Итоги недели»

На 500 миллиардов долларов уже «наделали» биткойнов по всему миру. Того, кто умеет управлять биткойн-биржами, выдают в Америку и обвиняют в отмывании грязных денег. Лабиринт отражений: почему жена российского программиста Винника уверяет, что ключ к камерам его коллег — компьютерных гениев, арестованных в разных странах мира, в его голове?

Когда говорят, что русские могли повлиять на голосование за рубежом, стоит прислушаться к человеку, ставшему символом успеха Силиконовой долины. Это один из крупнейших ее инвесторов — Чамат Палихапития.

Палихапития честно признается: мы вложились в соцсети, но не понимали, какой мощный инструмент получили в руки. И теперь видим, что соцсети разрушают общество, что они программируют людей, что центр силы уже не в Нью-Йорке или Вашингтоне, он — в руках компьютерщиков Силиконовой долины. И в Белом доме, судя по всему, это понимают и инвестора услышали. Именно поэтому в Америке теперь отменили принцип нейтральности Интернета — то есть невмешательства провайдеров в то, что могут видеть и получать пользователи. И назвали это защитой свободы слова.

Еще один интересный пример альянсов и договоренностей: якобы некий хакер из Екатеринбурга признался, что это он — по просьбе ФСБ — взломал переписку Хиллари Клинтон. И якобы это он все рассказал американцам. Удивительно. Со стороны кажется, что это две зеркальные и очень плохие со всех сторон ситуации: во всех странах есть те, кто употребляют допинг, но информатора WADA находит в России; у всех есть хакеры, это беда компьютерного века, но наши хакеры готовы сотрудничать с ФБР. Это разве не странно?

И в этой цепочке историй о хакерах есть слабое звено. Вопрос даже не о том, на что готовы люди в кибермире, а о том, на что готовы спецслужбы, которые охотятся за их головами. Ведь не зря американцы добивались выдачи им из Греции Александра Винника — человека, который знает, как устроена биржа биткойна. Который понимает, почему за очень короткий срок капитализация рынка криптовалют превысила 500 миллиардов долларов.

Корреспондент НТВ Александр Коневич поговорил с женами тех, кто, как и Винник, называет себя военнопленными кибервойны.

Александра Винник, супруга Александра Винника: «Он читает везде и всегда. Сейчас для него это самое главное, а больше ничего его не может там поддержать, к сожалению. Сейчас я ему приготовила две книжки — это Евангелие и детективы. Правда, ему детективы сейчас не очень интересно, наверное, читать».

Она пытается не терять чувства юмора. Хотя уже давно не до шуток. Почти полгода ее муж — герой плохого «детектива». В очередной посылке в тюрьму вместе с книгами — перчатки и шапка: в Греции уже холодно. Они уезжали туда всей семьей, погреться. Александру Виннику надели наручники прямо на морском берегу, недавно его перевели в тюрьму строгого режима Коридаллос в Афинах.

Александра Винник: «Это страшная просто тюрьма, там нет медицинского персонала. Если человек заболеет, его просто некому лечить. Тюрьма переполнена Антисанитария полная, запах ужасный. Но мой муж — человек очень простой, ему вообще условия никакие не нужны. Он держится и никогда не жалуется».

На этой неделе греческий суд постановил экстрадировать Александра Винника в США. Американские спецслужбы обвиняют российского компьютерщика в отмывании 4 миллиардов долларов через криптовалютную биржу. Ему грозит до 55 лет тюрьмы. Для родственников и друзей, знавших, что семья всегда жила скромно, арест был шоком. Для тех, кто занимается IT-технологиями, задержание не стало неожиданностью: 80% лучших специалистов в области криптовалют — из России, и интерес к ним сейчас растет так же, как курс биткоина.

Тимофей Мусатов, адвокат Александра Винника: «Это война информационная, война технологий. И одной из таких технологий является Интернет. Александр Винник, как выяснилось, является одним из крупнейших и серьезных специалистов не только на территории России, но и в мире. Вполне очевидно, что, ведя подобного рода войну, американцы охотятся за всеми без исключения специалистами такого толка».

За последние семь лет произошло несколько громких арестов русских айтишников на территории Европы, каждый был спланирован, как спецоперация. Задержанного в Барселоне программиста из Таганрога Станислава Лисова обвинили в незаконных финансовых операциях, а вдобавок и попытках хакерских атак на Пентагон, ЦРУ и ФБР.

Дарья Лисова: жена Станислава Лисова: «Если бы я в этом сомневалась, я бы не боролась. И мы же не зря столько бьемся, чтобы доказать, что он невиновен. В обвинениях нет ни конкретики, ни людей пострадавших. Просто пострадали какие-то люди, какие-то компьютеры. Нет конкретной информации. И к тому же ордер на арест был выдан 19-го числа, а задержание прошло 13 января».

В начале декабря испанский суд одобрил экстрадицию Станислава Лисова в США. У его семьи осталась надежда только на помощь российских властей — юридических инструментов у защиты программиста не осталось.

Фернандо Марагон, испанский правозащитник: «Многие люди годами ждут вердикт по аналогичным процессам, но именно Лисова судят „вне очереди“. Судят русского, и судят быстро. Ясно, что все инициаторы этого скоропостижного процесса — политики и судьи — движимы антирусской идеей».

Абсолютно все задержания компьютерщиков из России проходили по одному и тому же сценарию: человек отправлялся за границу, как правило на отдых. Его местонахождение вычисляли и арестовывали в аэропорту — при попытке улететь домой или вовсе прямо на пляже, как было с Александром Винником. Все эти случаи подтверждают одно: любому российскому IT-специалисту, которым интересуются американские спецслужбы, за рубежом грозит арест.

Владислава Хорохорина задержали в 2010-м в Монако — за пару часов до вылета. Его обвинили в хищении данных миллионов банковских карт и экстрадировали в США. Он признал вину и отсидел в американской тюрьме семь лет, хотя изначально его пугали пожизненным сроком и настойчиво предлагали сотрудничать.

Владислав Хорохорин, сотрудник IT-компании: «Все недавние утечки данных, которые предоставил Сноуден, WikiLeaks — все говорит о том, что Америка следит просто за всем миром, им просто нужно на кого-то спихивать вину, чтобы они не одни были на сцене. Американцы сами, если вы посмотрите, разрабатывают вирусы, заражают компьютеры, следят за всеми. Они кричат о российских хакерах, потому что им нужно просто создать хайп, им нужно создать какого-то врага видимого».

Сейчас Владислав Хорохорин, который на момент задержания считался в Америке одним из самым опасных киберпреступников, работает в компании по кибербезопасности. Таких в России уже несколько, их костяк — талантливые программисты, решившие работать на светлой стороне. А это значит, что ими, скорее всего, уже интересуются — по ту сторону океана.

Олег Губарев, адвокат Станислава Лисова: «Американская сторона ищет доказательства вмешательства наших программистов во внутренние дела США. И в связи с этим существует в данной ситуации большое количество задержаний наших программистов. Всегда по одному и тому же сценарию. Запрашиваются очень большие сроки заключения. И в дальнейшем эти сроки заключения в обмен на сотрудничество уменьшаются настолько значительно, что просто диву даешься».

По статистике каждые полторы минуты в мире происходит десять тысяч компьютерных преступлений. Но до ареста с громкими обвинениями и требованиями об экстрадиции дело доходит, если это дело IT-специалиста из России. Как говорится, был бы нужный человек, а киберпреступление найдется. Александра Винник, жена российского компьютерщика, до сих пор не знает, как объяснить старшему сыну, за что арестовали папу. И где те миллиарды долларов, которые он якобы украл.

Александра Винник: «Это тяжело и для меня, а для детей особенно. Они вспоминают папу, говорят о нем. Мой муж всегда жил семьей, он все делал для нас, мы всегда были вместе и никогда не расставались».

Читайте также