Рельсы уходят в историю

17.06.2010, 18:10

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Петербурге тормозит программа демонтажа трамвайных путей.

В Петербурге назревает проблема вокруг неиспользуемых трамвайных путей. Они мешают автомобилистам, усложняют жизнь чиновникам, и вызывают беспокойство у защитников петербургского трамвая. Ликвидация маршрутов, с последующем демонтажем рельсов началась несколько лет назад.

С одной стороны, очевидно, что в нынешнем качестве трамвайное сообщение центра Петербурга морально устарело. С другой, трамвай является одним из брендов Ленинграда. Протяженность путей к 1989 году составляла более 600 километров. Длиннее в Европе не было. Теперь бренд стал головной болью.

По путям прогулялся корреспондент НТВ Константин Борошнев.

Демонтаж бездействующих рельсов их возмущает давно. Но именно последняя переделка улицы Глинки вызвала самые горячие обсуждения активистов движения «За общественный транспорт».

Станислав Давыдов, эксперт регионального общественного движения «Петербуржцы — за общественный транспорт»: «Конкретно с этого места, на котором я стою, где были рельсы, можно было уехать практически в любую точку города. Это как центр, так и окраины, в частности, юго-запад — Красносельский и Кировский районы. Здесь нет транспорта даже до ближайшей станции метрополитена „Сенная площадь“».

Сколько трамвайных путей в буквальном смысле ведут в никуда, даже чиновники дорожных ведомств не знают. Подобная статистика в городе никогда не велась.

Антон Суханов, начальник отдела текущего ремонта Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству: «Демонтаж трамвайных путей нужно начинать именно с постановления Правительства с перечнем адресов. Такое постановление было в 2006 году».

В 2006-м в Петербурге заработала программа развития городской трамвайной сети. Тогда были частично ограничены и полностью сняты десятки маршрутов. Рельсы продолжали лежать, ожидая соответствующих предписаний.

Антон Суханов, начальник отдела текущего ремонта Комитета по благоустройству и дорожному хозяйству: «Пока Комитет по транспорту не даст добро на демонтаж, я ничего не сумею сделать. И все мои действия будут неправильными».

Часто зарытые в асфальт, как, например на Чкаловском проспекте, рельсы напоминали о двух извечных российских бедах. Рады этому внешне бесхозяйственному отношению к городскому имуществу были очень немногие петербуржцы. Те, кто верил: пока пути остаются на старом месте, еще можно возобновить движение.

Владимир Фёдоров, сопредседатель регионального общественного движения «Петербуржцы — за общественный транспорт»: «Пока лежат рельсы, пока проложены питающие фидоры, все это хозяйство можно восстановить достаточно малой кровью. Тем более, что рельсы были не в полностью убитом состоянии».

Главные противники защитников трамвая даже не чиновники Смольного, а скорее автолюбители. О том, как о промерзшие рельсы можно колеса порезать, ходят легенды.

Андрей Герасенков, зав. кафедрой автомобильного транспорта Университета им. Лесгафта: «Рельсы хранят в себе опасности. Там могут находиться монтировочки лежать, отверточки прятаться».

Но самый простой эксперимент — проезд на машине по путям демонстрирует, — насколько опасен бывший трамвайный маршрут. Автомобиль на рельсах начинает раскачивать.

То, что рельсы можно просто объезжать, для большинства автомобилистов, разумеется, не довод. И радость от скорого полномасштабного демонтажа трамвайных путей они не скрывают.

Перечень трамвайных путей, которые за ближайшие три года будут демонтированы, еще не утвержден. Соответствующее постановление готовит сейчас Правительство Петербурга. И состоит оно пока из 19 адресов.

Сосредоточены они в основном в трех районах. В Адмиралтейском у Никольского собора, Петроградском — это улица Большая Зеленина и Чкаловский проспект, а также точечно в Центральном районе. Как, например, на улице Некрасова, 2-й Советской и Дегтярном переулке.

Снимают рельсы, в первую очередь, на улицах, поставленных на капремонт. В таких случаях европейский опыт учит просто укладывать новый слой дорожного покрытия, полностью закрывая трамвайное полотно. Но в России подобная технология не прижилась. Посчитали слишком затратной.

Читайте также