Романтики малой авиации

12.06.2010, 19:17

Видео программы «Сегодня»

В Подмосковье прошел Пятый слет любителей авиации. До аэродрома Большое Грызлово они добирались со всей страны.

В Подмосковье сегодня прошел Пятый слет любителей авиации. До аэродрома Большое Грызлово они добирались со всей страны — кто на самолете, кто на вертолете, а некоторые на самодельных летательных аппаратах, которые иначе, как уникальные, и не назовешь.

Корреспондент НТВ Антон Вольский не усидел на земле и тоже отправился в полет.

Десятки самолетов и вертолетов, если не со всей страны, то из многих регионов уж точно. Ак, доисторический По-2 прилетел из Самары, преодолев 870 километров за 8 часов.

Анатолий Шляхно, владелец самолета По-2: «Нежелательно наступать здесь, очень осторожно обращаться следует с ним, самолет-то тряпочный».
Корреспондент: «Что значит „тряпочный“»?
Анатолий Шляхно: «У него тканевая обшивка».

Самолет целиком собран из деталей, которые выискивали по всей стране, по старым клубам, гаражам, а то и болотам. С земли он кажется гигантским воздушным змеем — он не летает, а плавно парит. Максимальная скорость — 150 километров в час, а в войну его использовали как бомбардировщик.

Рядом расположился экземпляр чуть моложе — Як-18А, модель 50-го года. 20 лет его нынешнему владельцу потребовалось, чтобы собрать его.

Олег Колесников, владелец самолета Як-18А: «Самолет — просто красавец. Я бы даже сказал, что это не самолет, а песня. Современные машины строятся по другому принципу: подошел, нажал на кнопку. Пластмассовые».

А здесь хоть крылья и матерчатые, но заклепки на века. Як-18-А — учебный, к вылету его готовила целая бригада, и все учились.

Олег Колесников: «Это место инструктора, а это — обучаемого».

Но сегодня летают наоборот. Владелец самолета — на месте ученика, а корреспондент НТВ, не летавший ни разу, занял место учителя. И лететь, как оказалось, очень страшно.

Вроде и скорость не такая большая, некоторые машины теперь ездят быстрее, а бензин 80-й, машины таким сейчас уже и не заправляют. Но на улице автомобиля старше 50 лет и не встретишь. А здесь — самолет, да еще вытворяющий фигуры высшего пилотажа. Правда, как потом выяснилось, никакого высшего пилотажа не было.

Корреспондент: «Чувствую себя ужасно, ничего на камеру не снял. Даже руки судорогой свело. Я, видимо, не создан для полетов. Плохо стало. До сих пор руку не могу разогнуть, и все тело как будто свинцом налилось».
Олег Колесников: «Просто вестибулярный аппарат не тренированный, но это житейский вопрос».

Однако сегодня здесь собрались не только раритетные модели. Есть и вполне современные, многие даже продаются. Но малая авиация в России не просто не развита — она незаконна. Большинство прилетели сюда без прав и соответствующих документов, только чтобы доказать, что в России летали, летают и будут летать.

Николай Шаповалов, владелец самолета: «Пока по-партизански. У нас же все сложно. Мы по-партизански пока ездим. Первая партизанская эскадрилья».

Самолет его владелец собрал полностью сам. Корпус деревянный, обтекатели пластиковые, двигатель от снегохода «Буран». Вообще двигатали, переделанные в авиационные, — сейчас самый популярный тренд в России. Тут был представлен и сам мотор от иномарки, который хоть сейчас можно ставить на самолет. А есть и самолет с двигателем от мотоцикла.

Николай Смирнов, владелец самолета: «Для чего лыжи используются? Куда на них поедешь? За хлебом же не поедешь в булочную. На нем надо просто кататься на нем. А что на нем еще можно делать? Конечно, кататься».

Это и есть основная задача Пятого юбилейного слета любителей авиации: показать, что небо не только для больших лайнеров, но и для всех желающих летать. И для этого не нужны ни бюджетные деньги, ни авиастроительные корпорации. Если люди готовы летать на мотоциклетных двигателях, то никакие запреты их не остановят.

Читайте также