Балет в жанре драмы

03.06.2010, 21:22

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Михайловский театр возродил советский балетный спектакль «Лауренсия», в котором блистал легендарный Вахтанг Чабукиани.

В Михайловском театре дают премьеру. Здесь возродили легендарную «Лауренсию». Балет эпохи сталинского классицизма, который критики характеризуют как роскошный, эффектный и театральный в самом возвышенном смысле этого слова. Когда-то хореографию ставил Вахтанг Чабукиани. Сегодня эстафету принял Михаил Мессерер.

На репетиции драматического балета побывал корреспондент НТВ Павел Рыжков.

За репетициями балета «Лауренсия» наблюдал Иван Краско. Народного артиста России пригласил исполнитель партии Командоро Михаил Венщиков. В этом балете одинаково важно как безупречно станцевать, так и сыграть драматическую роль.

Иван Краско, народный артист России: «Есть суетливость некая, а Командоро — это властитель. Это олигарх, это человек, который знает себе цену. У меня ощущение, что он должен двигаться в два раза медленнее».

В исполнении этой партии Михаилу Мессереру явно придется искать компромисс. Балетмейстер одной из главных задач восстановления постановки считал придать современную динамику старому балету.

Балет «Лауренсия», как говорят в Михайловском театре, просто обязан был вернуться на петербугские подмостки. В СССР постановка впервые появилась в Кировском театра в 1939 году. Хореографический шедевр сталинского классицизма шел вплоть до 1959 года. И все 20 лет на сцене блистал Вахтанг Чабукиани.

Балет «Лауренсия» был настолько успешен, что был снят на кинопленку. Автору хореографии Чабукиани принес Сталинскую премию. В этом, конечно, можно усмотреть некий парадокс.

В основе сюжета «Лауренсии» лежит пьеса Лопе де Вега «Овечий источник». История о жизни и гибели тирана. Чабукиани трижды ставил балет. После Кировского «Лауренсия» появилась на сцене Тбилиского и Большого театров.

В новой версии, как утверждает Михаил Мессерер, будет все лучшее из трех. Кроме того, он внес некоторые изменения. Такие, о которых мечтал сам автор. В семью Мессереров часто приходил знаменитый танцовщик и обсуждал возможные варианты хореографии с матерью Михаила Григорьевича — балериной Большого театра.

Михаил Мессерер, главный балетмейстер Михайловского театра: «В начале 70-х годов Вахтанг Михайлович приходил к нам домой, и я был свидетелем того, как они с моей мамой обсуждали, как бы лучше поставить этот спектакль, „Лауренсию“ в Японии. И Вахтанг Михайлович говорил, делал какие-то блестящие вещи, которые мне запомнились на всю жизнь».

При восстановлении спектакля решено было обратиться к оформлению «Лауренсии» Большого театра 1956 года. Сценографии известного театрального художника Вадима Рындина. Воссоздали и костюмы, повторяя крой, художественные приемы и технологию того времени.

Вячеслав Окунев, главный художник Михайловского театра: «Единственное, что отличает нынешнюю постановку от того спектакля, это появились новые материалы. Хотя мы старались соблюдать старые технологии. Сейчас редко очень пользуются росписью тканей, орнаментами, которые индивидуально наносились на каждый костюм. Сейчас используется ткань, которая существует».

Такое скрупулезное отношение поможет всем, кто выходит на сцену почуствовать эмоциональный накал, заложенный Вахтангом Чабукиани. У гениального танцовщика классические па соединились с зажигательными испанскими ритмами. И еще одна особенность этого балета — драматическое исполнение. В «Лауренсии» должны играть все: от солистов до кордебалета.

Читайте также