Все, что сказал, вздохнув, удостоверил…

01.06.2010, 19:01

Видео программы «Сегодня»

На 78-м году жизни скончался поэт Андрей Вознесенский. Ученик Пастернака, он появился в литературе в конце 50-х и сразу же обратил на себя внимание.

Сегодня на 78-м году жизни скончался поэт Андрей Вознесенский. Ученик Пастернака, он появился в литературе в конце 50-х и сразу же обратил на себя внимание тем, что пишет очень уж не по-советски — не прямолинейно. За это его не любили власти, за это же боготворила образованная публика.

В начале 60-х Вознесенский собирал стадионы, выступая на модных в то время поэтических вечерах, и стал кумиром поколения оттепели. Но не только его. Вознесенского знают и любят люди разных возрастов, даже те, кто никогда не интересовался никакой поэзией, те, кто по много раз слушал песню «Миллион алых роз» или рок-оперу « Юнона и Авось». Стихи к ним тоже написал Вознесенский.

Репортаж корреспондента НТВ Егора Колыванова.

Возле калитки дома Андрея Вознесенского в Переделкино днем появились первые букеты цветов. Евгений Евтушенко приехал сразу, как только узнал. Еще вчера, выступая перед публикой, поэт попросил собравшихся подумать о Вознесенском — как предчувствовал.

Евгений Евтушенко, поэт: «Я попросил публику сосредоточиться, собрать все силы, всю энергию любви к поэзии и к его поэзии, конечно, и 30 секунд попытаться переслать ему».

Екатерина Рождественская, дочь Роберта Рождественского: «Я очень часто видела его, как он прогуливается в своем красивом шарфе. Всегда разный он был, очень модный, очень следил за модой, замечательно молодо выглядел всегда, даже когда болел».

Интерес к поэзии у Андрея Вознесенского проявился еще в детстве. И, видимо, юношеские стихи были совсем неплохи, если сам Борис Пастернак пригласил 14-летнего мальчика к себе в гости после того, как получил от него письмо.

Едва окончив Московский архитектурный институт, Вознесенский стремительно врывается в советское поэтическое пространство. С 1958 года его стихи публикуют в журналах и газетах. И теперь уже Пастернак пишет письма Вознесенскому: «Ваше вступление в литературу стремительное, бурное. Я рад, что до него дожил».

Начиная с первых сборников стихов («Парабола» и «Мозайка»), книги Вознесенского товар дефицитный. Каждое новое стихотворение — событие. Интерес к современной поэзии в те годы был огромным. В отсутствие рок-н-рола стадионы собирают поэты-шестидесятники. А началось все с поэтических вечеров в Политехе, куда шли слушать Рождественского, Евтушенко, Ахмадулину и Вознесенского.

Юрий Любимов, народный артист России: «Мы старались быть и были внутренне свободными. И мы отстаивали эти свои права, не позволяли с нами обращаться, как со стадом баранов».

Одновременно с любовью поклонников как снежный ком растет официальная критика — Вознесенского обвиняют в формализме. На встрече с художественной интеллигенцией Хрущёв буквально кричит на молодого поэта и грозит выслать из страны.

Никита Хрущёв: «Мы предложили Пастернаку, чтобы он уехал. Хотите завтра получить паспорт? Хотите?! И езжайте, езжайте к чертовой бабушке!»

Вероятно, от высылки спасло то, что Вознесенский был известен уже и за границей.

Виктор Ерофеев, писатель: «Он из наших поэтов-шестидесятников, конечно, самый настоящий авангардист. Причем органически. Вот он действительно антимир по сравнению с той поэзией, которая была».

Перу Андрея Вознесенского принадлежат два десятка сборников прозы и стихов. Один из них — «Антимиры» — стал основой для спектакля Театра на Таганке.

Владимир Высоцкий: «Вознесенский очень часто бывает в разъездах, но иногда, особенно на юбилейные спектакли, он приезжает и после нас читает новые свои стихи. Это такая у нас уже традиция».

Другое, но не менее плодотворное сочетание поэзии Вознесенского и театральной сцены — спектакль Марка Захарова «Юнона и Авось».

Марк Захаров, народный артист СССР, руководитель театра «Ленком»: «Он со словами проделывал какие-то удивительные вещи. Они как-то по-другому начинали звучать. Они то становились угловатыми, то округлыми, то плавными, то жалящими».

Поэзию Вознесенского называют экспериментальной, отмечая в ней синтез лирики, философии и тревоги. Музыкальность стихов просилась на нотный стан. Так появился шлягер «Миллион алых роз» и песня, в которой Вознесенского не сразу и узнаешь, — «Плачет девушка в автомате».

Менее месяца назад, 12 мая, Андрей Вознесенский отпраздновал свое 77-летие. День рождения прошел скромно, в кругу близких друзей. Незадолго до этого Вознесенский вернулся из Германии, где ему была сделана операция. Андрей Андреевич был давно и тяжело болен. Вдова поэта Зоя Богуславская сообщила, что сегодня около полудня он скончался.

Соболезнования родным и близким Андрея Вознесенского выразил Дмитрий Медведев. Вдове поэта направил телеграмму и Владимир Путин. В ней, в частности, говорится следующее: «Для многих людей — и в нашей стране, и за ее пределами — Андрей Вознесенский стал истинным властителем дум. Его стихи, проза — были гимном свободе, любви, благородству, искренним чувствам».

НТВ сегодня покажет документальный фильм, посвященный памяти Андрея Вознесенского. Он выйдет в эфир в 23:35 по московскому времени, сразу после вечернего выпуска новостей.

Читайте также