Бумага — всему голова

28.05.2010, 18:16

Видеосюжет: Юлия Олещенко
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

80 лет отмечает Всероссийский целлюлозно-бумажный институт.

Сегодня отмечает юбилей институт, без изобретений которого жизнь не только петербуржцев, но всех россиян была бы намного сложнее. Всероссийскому НИИ целлюлозно-бумажной промышленности исполнилось 80 лет. Разработки этого учреждения используют буквально во всех областях, начиная от быта и заканчивая авиастроением.

Репортаж корреспондента НТВ Юлии Олещенко.

Наладка бумагоделательной машины напоминает научный консилиум. Здесь важна каждая деталь: ведь перед нами агрегат, точно копирующий процесс производства бумаги.

Фёдор Шпаков, кандидат технических наук, заместитель гендиректора Всероссийского НИИ целлюлозно-бумажной промышленности: «Это промышленный образец беленой целлюлозы, из которой изготавливают пороха, нитроцеллюлозу, твердое ракетное топливо. Она используется в космической промышленности для изготовления углеродных волокон. Кстати, из такого вида продукции получена бумага, на которой заснята оборотная сторона Луны».

От работы НИИ целлюлозно-бумажной промышленности в равной степени зависит освоение космических просторов и бытовой комфорт землян. Школьные тетрадки, фильтры для кофеварок, мешки для цемента… Качество этой продукции проверяют в здешних лабораториях.

Жаннета Киселёва, завотделом стандартизации и сертификации: «Туалетная бумага, которая применяется у нас в каждом доме. Но для того, чтобы подтвердить ее безопасность, мы в отделе сертификации проводим испытание ее безопасности по более чем семи показателям».

Специальные приборы испытывают бумагу и картон на прочность. Здесь же работает установка, помогающая определять износоустойчивость обоев. Сохранился и настоящий раритет — немецкий фальцер с полувековой историей.

Марина Пашковская, инженер: «Достаточно старый прибор, но очень надежный, который мы очень любим. В фальцер загружаем полосочку испытуемого образца. Может быть и тысяча перегибов. Чем больше перегибов, тем прочнее материал».

Целлюлозно-бумажное производство — одно из самых прибыльных, но и самых грязных с точки зрения экологии. Во времена СССР это не ставили во главу угла. А сегодня охрана биоресурсов страны — одно из главных направлений работы института.

Если постараться, то на дне этой мензурки можно увидеть самых маленьких сотрудников лаборатории экологической токсикологии. Это дафнии — микроскопические рачки, обитатели водоемов. Они помогают ученым определять уровень содержания диоксинов в сточных водах.

Гордость НИИ — анализатор хлорорганических соединений, единственный на всю Россию. Настоящий страж экологической безопасности. Суть процесса в том, что многие растворенные в воде соединения обнаружить не удается. Сначала надо, чтобы их впитал активированный уголь.

Олег Стегунов, кандидат химических наук, зав. аналитическим центром: «Активированный уголь помещается в специальную лодочку, которую в свою очередь помещают в печь, где происходит сжигание. А в электрохимической ячейке происходит анализ. Точность этого прибора — один микрограмм в литре. Это очень высокая точность».

Аккурат напротив чудо-прибора к столу привинчена табличка советских времен. Сотрудники оставили на память о своей молодости. Директор НИИ признается: сегодня в штате в основном пенсионеры.

Пётр Осипов, академик МАНЭБ, генеральный директор Всероссийского НИИ целлюлозно-бумажной промышленности: «У нас сегодня ограничились составы научных работников, но каждый институтский человек — это ходячая энциклопедия нашей отрасли. Студентам нашего Университета растительных полимеров и Лесотехнической академии в их библиотеки мы бесплатно передали комплекты этого труда».

К своему юбилею институт издал трехтомник научных трудов — все лучшее за 80 лет. Этот подарок — не только дань уважения прошлым заслугам ученых, но и надежда дождаться достойной смены.

Читайте также