Владимир Путин встретился с академиками

18.05.2010, 16:16

Видео программы «Сегодня»

Ученым надо сконцентрировать усилия на прорывных направлениях в развитии науки, заявил премьер Путин на общем собрании российских академиков.

Ученым надо сконцентрировать усилия на прорывных направлениях в развитии науки, заявил премьер Путин на общем собрании российских академиков. Речь шла и о финансировании исследований. По словам главы правительства, деньги — это, конечно, важное условие для открытий и создания новых технологий, но не единственное.

О том, какие еще импульсы необходимы отечественной науке, чтобы она потянула вперед экономику, — корреспондент НТВ Сергей Морозов.

В Российской академии наук Владимир Путин продемонстрировал прагматичный подход, который государство проявляет исследованиям академиков. В то же время он уважительно высказывался о тех работах, которые ведутся российскими учеными.

Владимир Путин неожиданно для многих вспомнил годы своей работы, как он выразился, в предыдущем учреждении, а также продемонстрировал свое знание наиболее известных открытий последнего времени.

Незадолго до собрания в прессе были предположения, что Академию лучше вообще распустить, а науку отдать в профильные институты. Так что от премьера ждали объяснений, что он думает по этому поводу. Поднявшись на трибуну, Владимир Путин сразу заявил, что авторитет Академии наук бесспорен. Он рассказал, сколько денег государство потратит на науку в этом году.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «В общей сложности в 2010 году мы выделили порядка 1 триллиона 100 миллиардов рублей, это более 10% федерального бюджета, на фундаментальную и прикладную науку, высшее образование. А также на другие федеральные программы инновационной направленности, в которых участвуют и коллективы Академии наук России. Непосредственно на финансирование РАН в 2010 году пойдет 49,3 миллиарда рублей».

Премьер-министр сказал, что эти средства нельзя распылять, надо вытягивать сильные направления, оставив в стороне слабые. Это даст возможность привлечь молодых ученых и использовать достижения науки на практике. В ответном слове президент Академии отстаивал другой принцип — финансировать максимально широкий спектр научных исследований.

Юрий Осипов, президент Российской академии наук: «Мы не склонны приукрашивать положение дел в российской фундаментальной науке. Но решительно не согласны с активно внедряемым в сознание общества переходом на финансирование исследований только по грантам, чего нигде в мире нет, созданием особых условий для привлечения в страну ученых из российских диаспор и многое другое.

Обществу настойчиво навязывается представление о том, что финансировать нужно только те коллективы, которые работают на высшем мировом уровне. В последнее время откровенно делается ставка на противопоставление обюрократившихся академических верхов, то есть это нас, по-видимому, и нещадно эксплуатируемых ими научных низов. Прямо в духе концепций классовой борьбы».

Владимир Путин мог бы после этого ничего не добавлять, но он снова взял слово и поговорил с учеными в более неформальном ключе. Он напомнил, что в советские времена промышленность часто не успевала внедрить достижения науки, настолько наука опережала экономику, что нехорошо.

Владимир Путин, председатель Правительства РФ: «Когда я служил в другом ведомстве, еще в той, своей прошлой жизни, у нас наступил момент, я это очень хорошо помню, где-то в конце 80-х годов. И думаю, что присутствующие здесь в зале многие меня поддержат, вы тоже это ощущали… Когда и наши разработки, и полученные специальными средствами разработки ваших коллег из-за рубежа, не внедрялись в экономику Советского Союза, не было оборудования для того, чтобы их внедрять. Мы на этом поприще трудились, трудились, добывали, добывали, но толку никакого. Мы спрашивали: а где в экономике, где? Нет. Внедрить было невозможно».

Так Путин подошел к мысли, что без поддержки экономики массированная поддержка науки тоже не будет иметь смысла. Он повторил, что размазывать бюджетные средства по всем направлениям бессмысленно, предложил Академии самостоятельно определить, куда направить уже имеющиеся госсредства. В кулуарах заседания ученые рассуждали, что означают слова премьер-министра для самой Академии.

Павел Балабан, директор Института высшей нервной деятельности и нейрофизиологии РАН, доктор биологических наук: «Вещи, которые они говорят, что нужен прорыв, это несуществующие вещи. По настоящему прорыв бывает только на пустом месте. И как раз это не поддерживается. В Министерстве науки просто новое направление, нельзя получить финансирование, потому что оно новое. И вот это основной недостаток вот существующей системы».

Юрий Балега, директор специальной астрофизической обсерватории РАН, член-корреспондент РАН: «Главная проблема у нас — база. Уровень технической базы Академии подорван существенно. Нам нужны не миллиарды, а сотни миллиардов, чтобы восстановить, достичь мирового уровня. Поэтому зарплатная часть, это все хорошо, какие-то социальные вопросы решаются, это неплохо, но у нас установки для эксперимента в области физики, химии, биологии, они сейчас просто устарели уже на десятилетия».

Поддержка, высказанная сегодня Путиным, будет для Академии означать необходимость реформы. Академия сохранится, но при условии, что это будет уже не прежняя Академия.

Читайте также