Суд разберется с жильем для несовершеннолетних

14.05.2010, 13:09

Видеосюжет: Николай Булкин
Видео программы «Сегодня»

Можно ли выписывать несовершеннолетних детей без согласия органов опеки? Конституционный суд сегодня решает, вносить ли изменения в Гражданский кодекс.

Конституционный суд сегодня начал слушания дела о законности одной из статей Гражданского кодекса. Согласно поправкам, внесенным в этот документ, продавать жилье, где прописаны несовершеннолетние дети, родители могут без согласия органов опеки.

Поводом послужило дело 16-летней Валерии Чадаевой. Ее отец, находясь в заключении, продал квартиру, где девочка проживала с матерью. Все обращения в суд низшей инстанции семья проиграла, сделку признали законной. И вот теперь вопрос дошел до Конституционного суда.

Корреспондент НТВ Николай Булкин следит за заседанием.

Жизненная ситуация, в которой оказалась 16-летняя жительница Котласа Валерия Чадаева, может оказаться очень поучительной для всех российских родителей. Вопрос дошел до Конституционного суда, и теперь от его решения во многом зависит ответ на вопрос: могут ли родители распоряжаться квартирой, которая является, скажем, единственным жильем для их ребенка?

16-летняя Валерия Чадаева в Конституционный суд не смогла сама приехать — у нее сейчас учеба. Между тем ее история такова: её отец был собственником квартиры, в которой она проживала с момента рождения и где проживала ее мать. Отец, оказавшись в долгах, а потом и в тюрьме, принял решение продать квартиру. Сделка состоялась, и несовершеннолетняя девочка вместе с матерью оказалась без места жительства. Они были вынуждены переехать в дом к бабушке, где мама вскоре умерла.

Валерия Чадаева: «Маленькая была, ничего не понимала, но, по рассказам мамы, он пил и не работал, считай, никогда. А потом, когда уже повзрослела, лет 10 было, тогда уже поняла, что он не человек, что может до такого дойти — квартиру продать. Не ожидала, что он так сделает».

Был суд, но он признал, что сделка была законной. Все дело в том, что в 2004 году были внесены изменения в Гражданский кодекс Российской Федерации. В результате этих изменений родители, являющиеся собственниками, скажем, квартиры, могут продать ее без согласия органов опеки и попечительства, если несовершеннолетний не находится под их опекой. Так было в случае с Валерией Чадаевой. Суд посчитал, что о ней должна позаботиться мать. По мнению уполномоченного по правам ребенка, многие дети после этих изменений оказались на улице.

Павел Астахов, уполномоченный при президенте РФ по правам ребенка: «Вопросы о добросовестности поведения родителей, о добросовестности исполнения прав родителей, они, к сожалению, сегодня подвергаются достаточно серьезному сомнению. Мы не хотим пересматривать положения, которые дают родителям право определять судьбу своего ребенка, выбирать учебное заведение, но в то же время есть права ребенка, которые он самостоятельно не может осуществлять, например, право на жилье. Как ребенок может сам осуществлять свое право на жилье, если родители об этом не будут заботиться?»

А некоторые юристы уверяют, что Гражданский кодекс с такими изменениями противоречит Конституции, где прописано, что забота о детях — обязанность родителей, а материнство и детство находится под защитой государства. Впрочем, сегодня в Конституционном суде говорили и о том, что нормы не противоречат Конституции, ее просто нужно по-другому трактовать, и суд, возможно, совершил ошибку.

Пока же эти перипетии Семейного, Жилищного и Гражданского кодексов еще будут обсуждать судьи Конституционного суда. И пока не ясно, оставят ли изменения, которые взвали сегодня так много споров, в силе или права ребенка будут четче прописаны.

Читайте также