Обмен упреками

12.05.2010, 19:20

Видеосюжет: Владимир Кондратьев
Видео программы «Сегодня»

В Конгрессе США начались слушания по делу о взрыве на нефтяной вышке в Мексиканском заливе.

Сегодня в Конгрессе США начались слушания по делу о взрыве на нефтяной вышке в Мексиканском заливе. Пытаясь найти виновных, сенаторы допросили представителей трех компаний, отвечающих за работу буровой, но в ответ услышали только их взаимные обвинения.

Из скважины тем временем по-прежнему хлещет нефть. Сейчас ее пытаются остановить вторым защитным куполом. Первый не помог, быстро забившись грязью.

Обозреватель НТВ Владимир Кондратьев следит за ситуацией.

Что делать? Кто виноват? Любимые вопросы русской интеллигенции, говоря словами одного из героев писателя Даниила Гранина, сейчас не менее любимы и за океаном. Специалисты «Бритиш Петролеум» (British Petroleum) отчаянно пытаются справиться с выливающейся на поверхность нефтью — 800 тысяч литров в день, а минуло после аварии уже три недели.

Тем временем американские законодатели пытаются выяснить, кто несет ответственность за взрыв и пожар, жертвами чего стали 11 человек, а также за небывалое загрязнение океана.

Участников слушаний в Сенате уже у входа встречали возмущенные демонстранты с плакатами: «Бойкот для „Бритиш Петролеум“», «Би-пи убивает», а на майках были надписи: «Энергия не должна стоить жизней».

Ответ держали руководители трех компаний — владельца, оператора и субподрядчика злосчастной платформы. Все трое, по общему мнению, выглядели довольно растерянно и пытались валить вину друг на друга.

Ламар Маккей, гендиректор американского филиала «Би-пи Америка»: «Сейчас перед нами стоят два главных вопроса: почему взорвалась глубоководная платформа и почему не сработала автоматическая система отключения, которая должна была предотвратить утечку нефти».

Владелец платформы — фирма «Трасоушн» (Transocean), а система защиты входит в ее компетенцию, категорически не согласна. Нет никаких доказательств, что система отключения была несправна. И вообще за проект с начала до конца отвечает оператор, то есть «Би-пи» (ВР).

Стивен Ньюман, глава компании «Трансоушн»: «Самое странное, что авария произошла уже после того, как полностью завершилось строительство платформы — скважина была зацементирована и покрыта обшивкой. Мы перестали бурить за три дня до катастрофы. Сейчас можно точно сказать, что вечером 20 апреля что-то случилось именно с обшивкой скважины».

Тут настало время возмущаться президенту фирмы «Халлибертон» (Halliburton), крупнейшему в мире производителю нефтедобывающего оборудования, осуществлявшей подводные работы, в том числе цементирование скважины. «Халлибертон» тесно связана с именем бывшего вице-президента Дика Чейни. Он одно время возглавлял компанию. Именно ей было поручено восстанавливать нефтяную промышленность Ирака после войны.

Тим Проберт, президент компании «Халлибертон»: «Хочу подчеркнуть, что наша компания во всем подчинялась заказчику — мы согласовывали мельчайшие детали строительства».

Одним словом, Иван, то есть Джон, кивает на Петра, то бишь Питера, а Питер — на Джона. Продолжает после сенатских слушаний висеть и вопрос, кто и сколько будет платить за ущерб. До сих пор авария стоила «Би-пи» 350 миллионов долларов.

Вылившуюся нефть компания пытается нейтрализовать специальными химикатами. Но никто не знает, насколько они вредны для живых организмов. Попытка откачать со дна нефть с помощью огромного купола из стали и бетона весом в 100 тонн не удалась — он быстро был забит кристаллами льда и грязью. В настоящий момент закупорить скважину пытаются куполом меньшего размера. Диаметр его составляет всего 1 метр 20 сантиметров, высота — полтора метра, вес — 2 тонны. Удастся ли эта попытка, пока не ясно.

Надежда пришла помимо действий нефтедобытчиков. Как сообщают американские СМИ, объем вытекаемой нефти несколько снизился. Это может объясняться тем, что вместо нефти из скважины стал поступать природный газ, который должен рассеяться в атмосфере. «Би-пи» причину снижения пока не установила, но подтвердила как факт.

А что касается самой причины аварии, то журналисты после довольно неуклюжих оправданий концернов считают так: во всем виноват сам океан. Надо же ему расположиться там, где ведется столь важное бурение.

Читайте также