Пролог Сталинградской битвы

08.05.2010, 19:13

Видео программы «Сегодня»

Телекомпания НТВ совместно с «Российскими железными дорогами» продолжает акцию «Истоки Победы».

Телекомпания НТВ совместно с «Российскими железными дорогами» продолжает акцию «Истоки Победы». В специальном вагоне наши корреспонденты едут по линии фронта, какой она была в 1942–1943 годах. Накануне 9 Мая, когда принято вспоминать о финальных днях войны, мы рассказываем о том, как начинался долгий путь к Победе.

Сегодня — седьмая серия, посвященная Волгограду. Корреспондент НТВ Антон Вольский узнал подробности наступления немцев на юге: тяжелом поражении советских войск под Харьковом, падении Ростова-на-Дону и боях, предшествовавших Сталинградской битве.

Железнодорожный вокзал Волгоград-1. В 42-м Сталинградский, еще раньше Царицынский. За него воевали в гражданскую, а в Великую Отечественную он был полностью разрушен. Именно здесь, на привокзальной площади стоял фонтан, фотография развалин которого потом обошла весь мир. Сталинградская битва изучена и увековечена, но то, что ей предшествовало крупнейшее поражение, долгое время предпочитали забыть.

В эйфории от победы под Москвой Сталин решил, что пришло время гнать немцев по всему фронту, как когда-то Наполеона. Вопреки возражениям Жукова он приказал начать наступление под Харьковом. В условиях чудовищной нехватки оружия, когда на пушку приходилось по два снаряда на день, наступление захлебнулось. В окружение попали 240 тысяч советских солдат. Тех самых, которых потом так не хватало в Сталинграде.

Гамлет Даллакян, ветеран Великой Отечественной войны: «Что там говорить, немцы были сильнее намного, да и в воздухе тоже. Наши падали и падали. Я не видел ни одного „мессершмита“, чтобы он загорелся».

По воспоминаниям немецких генералов, русские сражались отчаянно. Немецкие пулеметчики сходили с ума, кося нескончаемые ряды советских солдат.

Из книги Пауля Кареля «Восточный фронт»: «Плечом к плечу, сцепившись руками, красноармейцы шли на штурм».

Вскоре немцы подошли к Ростову-на-Дону, который они уже занимали в 41-м, но были выбиты. Во второй раз город обороняло ополчение. В армию Всеволода Ананьева не взяли из-за плохого зрения.

Всеволод Ананьев, участник ростовского ополчения: «Мы почувствовали, что город за нашей спиной затих. Послали узнать, в чем дело. Они возвращаются и говорят, что город-то уже занят».

Евгений Комиссаров: «Они вошли неожиданно совершенно. Например, стоит женщина в очереди за хлебом, из-за угла выскакивают автоматчики в своих халатах пятнистых, спрашивают на ломаном русском, где вокзал. Женщины рты раскрыли, стоят и смотрят. Откуда они взялись? С неба что ль. Ну, показали, где вокзал, те и побежали».

Евгению Комиссарову было 11 лет. Он помнит, как в короткий период безвластия ростовчане растаскивали склады и магазины, а потом начался голод и массовые расстрелы заложников.

Владислав Смирнов, историк: «50 человек, любых… Идет, например, человек по улице, патруль налетел. Где-то убили, а людей с домов собрали и расстреляли. За офицера — 100 человек».

Первым делом оккупационные власти конфисковали все радиоприемники. То же самое с началом войны проделала и советская власть. Информацию немцы распространяли через листовки и газеты. Печатали со всей немецкой аккуратностью, часто цветные, на хорошей бумаге.

Гамлет Даллакян, ветеран Великой Отечественной войны: «Я приказал их сжечь. Мой помощник развел костер. А ребята говорят: „Вы что делаете? Такая хорошая бумага крутить папиросы, а на обороте можно письма писать“. Я им: вы вообще понимаете, что говорите? Будете писать письма домой, а на обороте — пропаганда немецкая».

Когда Ростов освободили, за такую газету грозил расстрел на месте. Тем не менее несколько экземпляров дошли до наших дней.

Геннадий Лаптев, краевед: «В основном пытались на антисемитизме подвигнуть людей. К сожалению, предателей было много, особенно на Дону. Казаки даже отступали вместе с немцами. Был такой приказ: отступающие немецкие части не бомбить, а бомбить обозы казачьи».

От Ростова-на-Дону до Сталинграда около 500 километров. Немцы преодолели это расстояние меньше чем за неделю.

Падение Ростова стало тревожным сигналом, ведь его называют воротами на Кавказ. По оценкам экспертов, если б Гитлеру удалось завладеть нефтью, война могла бы продолжаться еще по меньшей мере 10–15 лет. И вот как раз тогда и вышел приказ №227, известный как «Ни шагу назад».

Сталин призвал перенять опыт у немцев, которые в 1941 году под Москвой впервые организовали штрафные батальоны и заград. отряды. Говорят, текст диктовал сам Сталин. Никакой спичрайтер не взял бы на себя ответственность написать такое: «Население нашей страны, с любовью и уважением относящееся к Красной армии, начинает разочаровываться в ней, теряет веру в Красную армию, а многие из них проклинают Красную армию».

Многие историки теперь уверены, что вопреки официальной хронологии, Сталинградская битва началась примерно за месяц до 23 августа — с так называемых боев на дальних подступах. В районе населенного пункта Калач-на-Дону и разыгрался первый акт Сталинградской эпопеи.

Владислав Спиридонов, краевед: «Это первая победа Сталинградской битвы. Возможно, даже более важная, чем само сражение за город Сталинград. Впервые в истории Красной армии две танковые армии были введены в бой на узком участке фронта, более 1000 танков. По тем временам это 30 процентов всех танков Красной армии».

Гамлет Даллакян, избежав котла под Харьковом, прошел Сталинград, Курск, был дважды ранен. Он прошел всю войну и День Победы встретил в Германии.

Гамлет Даллакян, ветеран Великой Отечественной войны: «„Победа, победа!“ кричит. Такой шум подняли по всему городу. Мы пили не только ночью, но и весь следующий день. Весь день батальон был пьяный».

Предыдущие остановки поезда: Мурманск, Псков, Ржев, Курск, Воронеж, Самара.

Следующая, конечная остановка нашего поезда — в Москве. Корреспондент НТВ Сергей Малозёмов расскажет о том, как в 42-м столица помогала фронту, и встретится с теми, у кого полдетства прошло в бомбоубежищах.

Смотрите репортаж в воскресенье, 9 мая.

Читайте также