Реставрация как подвиг

05.05.2010, 13:21

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня»

В Царском Селе экскурсоводы и реставраторы готовятся пышно отпраздновать юбилей.

В Царском Селе готовятся пышно отпраздновать юбилей. В этом году императорской загородной резиденции исполняется 300 лет. Почти полностью разрушенный во время Второй мировой, уникальный комплекс начали восстанавливать одним из первых буквально по крупицам. Возвращая к жизни старинные предметы интерьера, реставраторы каждый раз совершают настоящий подвиг.

Репортаж корреспондента НТВ Павла Рыжкова.

Экскурсоводы Екатерининского дворца говорят о ней как об уникальном реставраторе. Сегодня Раиса Слепушкина с любопытством разглядывает себя на снимке 50-летней давности. Так получилось, что в Царском Селе она не была более 15 лет.

Раиса Слепушкина, художник-реставратор: «Девятый десяток мне идет, а экскурсоводы говорит, не изменилась».

Раиса Дементьевна в 56 году была в числе первых реставраторов, которые пришли воссоздавать уникальные интерьеры, уничтоженные войной. Впервые Слепушкина попала во дворец еще в 47 году, когда только получила диплом реставратора.

Было больно смотреть на разрушенные изразцовые печи в картинном зале. Она тогда и не могла подумать, что ей придется по кусочкам восстанавливать утраченное.

Сейчас изразцы соединены так, что почти не заметна разница между уцелевшим фрагментом и сделанным руками реставратора. Раиса Дементьевна восстанавливала утраченный рисунок по фотографиям и до сих пор помнит ошибки плиточника.

Раиса Слепушкина, художник-реставратор: «Тот, кто собирал печь, у него не совпали филенки в одну линию. Филенка — это линия».

В этом зале Слепушкина нашла восстановленную ею картину, это архитектурный пейзаж. Картинный зал открылся лишь спустя 11 лет после начала работ.

После открытия Картинного зала Раиса Слепушкина стала свидетелем одной занятной сцены. Туристы, а это были американцы, присели на корточки, стали слюнявить пальцы и тереть о пол. Туристы были уверены, что дерево крашеное. На самом деле черное эбеновое дерево было специально привезено из Вьетнама для реставраторов.

Самое большое впечатление производит Китайская гостиная. Во время оккупации шелк со стен был срезан, и Слепушкина смогла разгадать секрет мастеров XVIII века и по образцам ткани, которые остались за зеркалом, восстановить весь интерьер.

Раиса Слепушкина, художник-реставратор: «Если говорить технологию, то это все в процессе. Когда рисуешь и засыхает краска, она проваливается, втягивает в себя контур. Я мочила ткань, потом гладила, чтобы она высохла».

Увидев работу мастеров, партийные деятели приняли решение о воссоздании всей золотой анфилады вместе с Янтарной комнатой. В музее говорят, если бы не эта команда первоклассных реставраторов, которые десятилетиями по крупицам собирали подлинные осколки, то сегодня вряд ли можно было отмечать 300-летие Царского Села.

Читайте также