Пауэрс-младший высадился в России

01.05.2010, 19:17

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

В небольшом селе Поварня Свердловской области сегодня не только отмечали Первомай, но и вспоминали об удивительных событиях, произошедших ровно 50 лет назад.

В небольшом селе Поварня Свердловской области сегодня не только отмечали Первомай, но и вспоминали об удивительных событиях, произошедших ровно 50 лет назад.

Тогда в самый разгар народных гуляний почти на головы сельчанам свалился не то космонавт, не то представитель внеземной цивилизации. Его дружно приветствовали, и даже хотели налить, но веселье прервали подоспевшие люди в штатском.

Человек в комбинезоне и с парашютом оказался американским летчиком-шпионом Фрэнсисом Пауэрсом, чей самолет сбила над Уралом советская ракета. Этот скандал поставил жирный крест на наметившейся было разрядке между СССР и США, дав новый толчок холодной войне.

И вот аккурат через полвека Пауэрс снова высадился в России. Сын пилота решил проехать по местам папиного боевого бесславия.

С Пауэрсом младшим встретился корреспондент НТВ Владимир Чернышёв.

Они никогда не виделись, а могли и вовсе не встретиться. Когда конструктор ракеты, сбившей самолет летчика Пауэрса, рассказывает, как это было, сын летчика поеживается. Он ведь родился через шесть лет после папиного полета и был бы выстрел по кабине папы, то не сидеть сыну в московском сквере сегодня. Старший Пауэрс выжил чудом, даже президент Эйзенхауэр не сразу в это поверил.

Карл Альперович, заместитель главного конструктора зенитно-ракетного комплекса С-75: «Самолет, сбитый на высоте 21 километр, летчик такого самолета не имеет никаких шансов остаться живым».

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший, сын Срэнсиа Гэри Пауэрса: «Когда я был маленький, я знал, что мой папа был сбит как шпион над СССР. Но тогда я думал, что для каждого папы это обычное дело».

Это было таким же первомайским утром 50 лет назад. Точно так же, как и сегодня, столица была в праздничном убранстве, по центральным улицам шли демонстранты. И прямо на трибуне Мавзолея, приветствуя народ, руководство страны узнает о воздушном бое над Уралом — самолет-шпион испортил праздник.

Самолет Пауэрса был на высоте 20 километров. Там У-2 был практически неуязвим, американцы с 56-го года совершали разведывательные полеты над советской территорией, считая, что их чудо разведтехники не догонит и радар не обнаружит.

Карл Альперович, заместитель главного конструктора зенитно-ракетного комплекса С-75: «Когда он в июле 1956 года начал полеты над нашей территорией, мы сразу же занялись тем, как создать в максимально короткие сроки комплексы, которые можно поставить в любых точках Советского Союза».

1 мая 60-го года радары зафиксировали нарушение границы СССР. Пауэрс залетел с юга и вместе с Первомаем шагал по стране, фотографируя стратегические объекты с 20-километровой высоты. Три истребителя не смогли достать шпиона, тогда в ход пошла новая система ПВО СССР. Первая же ракета зенитного комплекса С-75 точно попала в цель над Свердловском.

Были выпущены еще несколько ракет, но одна по ошибке попала в наш истребитель. Погибшего пилота Сергея Сафронова наградили Звездой Героя посмертно. Пауэрса же спасло то, что чудом не разгерметизировалась его кабина, он дождался падения до отметки 10 километров и выпрыгнул с парашютом.

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший, сын Срэнсиа Гэри Пауэрса: «Мне было 10 лет, папа рассказывал, как он пересек границу СССР, как увидел оранжевую вспышку. Хвост самолета был разрушен, отвалились крылья. Он вошел в штопор, пролетел 10 километров, выпрыгнул с парашютом и приземлился в колхозе».

В деревне Поварня отмечали Первомай и первым делом незнакомцу с парашютом предложили отведать местного самогона.

Леонид Чужакин: «Подбежали мы к Пауэрсу. Он в скафандре, потный весь, а тут с мы с брагой подбежали к нему».

Леонид Чужакин все же прервал надвигающееся застолье и отвел гостя в Сельсовет, за что и получил потом медаль «За отвагу». Это потом он узнал, что задержал шпиона. Когда американец заговорил по-английски, сельчане совсем не испугались. Ведь Хрущёв только недавно ездил в США, в деревне ждали улучшения международной обстановки.

Людмила Клещеева: «Не будем же мы его бить?»

К летчику в деревне обращались «сэр», но вскоре за ним приехал КГБ СССР. Кроме изъятых снимков, в вещдоках оказалась странная булавка. В булавке — смертельный яд.

Иван Жаглин ветеран КГБ СССР: «Спросили его, что это за булавка? Он говорит, обыкновенная булавка, ничего особенного».

Фрэнсис Гэри Пауэрс-младший, сын Срэнсиа Гэри Пауэрса: «Отца предупредили, что русские его будут обязательно пытать. И дали булавку с ядом, сказали: принимать по ситуации».

Но Пауэрса не только не пытали, а даже организовывали познавательные экскурсии по столице Страны Советов. Вскоре его обменяли на советского разведчика Абеля — сцена, увековеченная в фильме «Мертвый сезон». Пауэрс погиб в США в 77-м, разбился на вертолете.

Теперь его сын говорит конструктору Альперовичу, что отец тепло отзывался о России, понимая, что стал закономерной жертвой холодной войны. После случая с У-2 она получила новый виток — сверхдержавы снова перестали доверять друг другу, был отменен запланированный визит президента Эйзенхауэра в Москву.

Сегодня сын сбитого летчика гуляет по Москве, поддерживая человека, сконструировавшего ту самую ракету, что сбила его отца. И дарит значок музея холодной войны в память о том, что она 50 лет назад все же не переросла в горячую.

Читайте также