Как Псков пережил трехлетнюю оккупацию

28.04.2010, 19:21

Видео программы «Сегодня»

Телекомпания НТВ начинает акцию «Истоки Победы». На специальном поезде корреспонденты проедут по той линии фронта, какой она была в 1942–1943 годах.

Телекомпания НТВ начинает акцию «Истоки Победы». На специальном поезде корреспонденты проедут по той линии фронта, какой она была в 1942–1943 годах.

Накануне 9 Мая принято вспоминать о финальных днях войны, когда советская армия и войска союзников триумфально освобождали Европу. Но мы решили рассказать о том, как начинался долгий путь к Победе.

Сегодня — вторая серия, посвященная Пскову. Корреспондент НТВ Александр Калинин узнал, чем обернулась для города трехлетняя оккупация, как на территории области рождались целые партизанские деревни и как псковские подпольщики помешали бомбардировке Ленинграда.

До 1940 года псковская земля была пограничной зоной. Здесь располагались значительные силы войск, достаточные для обороны северо-западных территорий Советского Союза. После присоединения Прибалтики войска вывели, а погранзаставы демонтировали. Ровно через год это сыграло свою роковую роль. 2 июля 41-го начались первые бомбардировки Пскова, а еще через неделю город был взят немцами практически без боя.

Самолеты люфтваффе уничтожили вокзал, нефтебазу, военные городки и основные дороги. 9 июля в 10 часов утра немцы вошли в город с юго-востока. Так началась трехлетняя оккупация.

Марина Сафронова, специалист отдела современной истории Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: «Оккупация началась… с казни. Практически сразу, на второй день, были повешены прямо у ворот, у входа в Кремль, два человека с табличками „партизаны“».

Примерить такую табличку мог бы и сын простого лесничего Сергей Павлов. 11 июля 41-го немцы вошли в его родную деревню. Сначала расстреляли дядю, потом отца. В 17 лет он взял в руки винтовку, найденную на поле боя, и ушел в партизаны.

Сергей Павлов, ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин г. Пскова: «Мы в деревню входим, а немцы из деревни выходят. Впервые стал я стрелять по ним. Мне было весело, никакого испуга не было».

Оккупированный Псков тем временем превращался в командный центр группы армий «Север». Рассредоточенный по нему гарнизон насчитывал 20 тысяч солдат и офицеров. Единственной головной болью гитлеровцев в том регионе был так называемый партизанский край.

Марина Сафронова, специалист отдела современной истории Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: «Пятая часть области контролировалась партизанами — 10 тысяч квадратных километров. Там школы работали как до войны по советским законам. Оттуда они набеги совершали и возвращались опять сюда».

В 42-м году немецкие войска начали строительство оборонительной линии «Пантера». Главная полоса обороны глубиной около 10 километров состояла из нескольких линий траншей, минных полей, проволочных заграждений, железобетонных дотов и противотанковых рвов.

Николай Горбачёв, ответственный секретарь Псковского областного совета ветеранов: «У немцев все высотки были заняты. Все буквально, а нашим оставляли низину и болотца. Наши плюх в эту грязь — и все! Голову поднял — чик, тебя срезало».

Немцы считали «Пантеру» неприступной. Бывший руководитель поискового объединения «След „Пантеры“» знает, почему они так слепо в это верили.

Николай Горбачёв, ответственный секретарь Псковского областного совета ветеранов: «Это были врата в Прибалтику. А Прибалтика — это уже и Германия».

В разработке плана по прорыву «Пантеры» участвовал сам Сталин. К штурму оборонительного сооружения вермахта советские войска готовились пять месяцев — копили силы и боеприпасы, собирали разведданные и наносили на карту расположение вражеских дзотов и орудий.

17 июля 44-го артиллерия уничтожила эти точки прицельным огнем, сделав возможным наступление пехоты. «Пантеру» удалось прорвать в районе Пушкинских гор. С этого началось спешное отступление немецких войск из Пскова.

Николай Горбачёв, ответственный секретарь Псковского областного совета ветеранов: «Чтобы не попасть в окружение, немецкая армия постепенно отходила на вторую линию обороны Мариенбург».

На рассвете 22 июля солдаты Красной армии увидели, что немецкая группировка отводит свои части, и на плечах противника ворвались в город. 24 июля фронтовая газета вермахта писала следующее.

Марина Сафронова, специалист отдела современной истории Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: «Мы ушли из Пскова, не оставив там камня на камне. Города больше не будет. Города Пскова больше нет».

В Государственном архиве хранится акт «„О немецко-фашистских злодеяниях, злодеяниях в Пскове“. Специальная комиссия, которая работала в городе, установила, что за время оккупации фашисты уничтожили все промышленные предприятия, большинство больниц, школ, водопровод, трамвайный парк. Из 3000 тысяч жилых домов уцелела только десятая часть».

В июле 44-го Сергей Павлов входил в Псков уже бойцом Красной армии. Теперь показывает деревья, уцелевшие после работы немецких минеров.

Сергей Павлов, ветеран Великой Отечественной войны, почетный гражданин г. Пскова: «Спиливали дерево, чтобы заложить взрывчатку. К одному и другому протягивали шнур, чтобы можно было взрывать».

Сергей Павлов — один из немногих, кто знает о таких незаметных следах войны. Например, о бетонных бункерах на окраине Пскова.

Сергей Павлов, ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин г. Пскова: «Из этих бункеров немцы запускали ракеты. Гитлер поставил вопрос, чтобы стереть Ленинград с лица земли».

Предотвратить запуск ракет и уничтожение Ленинграда помогли псковские подпольщики. По переданной ими наводке советская авиация разбомбила секретные полигоны. В 6 утра 23 июля после форсирования реки Великой город был полностью очищен от захватчиков. За свою свободу Псков заплатил высокую цену — 225 тысяч погибших.

Марина Сафронова, специалист отдела современной истории Псковского государственного историко-архитектурного и художественного музея-заповедника: «Если верно правило, что война не закончена, пока не похоронен последний солдат, то война у нас не закончится никогда».

Дата окончания войны для рядового Павлова записана в красноармейской книжке.

Сергей Павлов, ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин г. Пскова: «Вот в этой книжке записано, что я воевал, участвовал в Отечественной войне с Германией с 1942-го по 14 мая 1945 года. У меня День Победы не 9 мая».

9 мая 45-го он воевал под Прагой. Новость о полной капитуляции Германии Сергей Михайлович услышал лишь пять дней спустя.

Сергей Павлов, ветеран Великой Отечественной войны, почётный гражданин г. Пскова: «О! Это самый радостный день был. Мы сразу поняли, что война кончилась. Поняли, что больше никто не будет в нас стрелять».

Следующая остановка нашего поезда — во Ржеве. Корреспондент НТВ Сергей Морозов расскажет, почему о Ржевской битве так долго предпочитали не вспоминать, встретится с участниками сражения и покажет, что в городе до сих пор напоминает о войне.

Смотрите репортаж в пятницу, 30 апреля.

Предыдущая остановка поезда была в Мурманске.

Читайте также