Росархив обнародовал секретные документы

28.04.2010, 16:01

Видео программы «Сегодня»

Широкой публике стали доступны подлинники документов, касающиеся Катынской трагедии.

Сегодня впервые широкой публике стали доступны подлинники документов, касающиеся Катынской трагедии. По решению президента, эти некогда секретные материалы размещены на официальном сайте Федерального архивного агентства — Rusarchives.ru.

Теперь любой желающий может ознакомиться с бумагами из так называемой «особой папки №1». Десятилетия они хранились под грифом «строго секретно», как высшая государственная тайна, и доступ к ним имели лишь единицы.

Корреспондент НТВ Владимир Кобяков изучил исторические документы.

Подлинники этих документов в Росархиве показывают впервые. К «пакету №1» имели доступ только три человека из советского партийного руководства. Но вскрывать конверт с грифом «совершенно секретно» могли только в присутствии генсека.

Андрей Артизов, руководитель Федерального архивного агентства: «На конверте, кстати, записи имеются, которые говорят о том, что подобные документы периодически вскрывали руководители партии, знакомились с ними, а потом запечатывали и клали в архив до лучших времен».

Документы из этого пакета теперь разместили в электронном виде на сайте Росархива. Это решение Политбюро и письменные указания, касающиеся массовых расстрелов польских офицеров. В Росархиве считают, что теперь официально поставили точку в спорах, кто же все-таки причастен к расстрелу поляков — немецкое руководство или советское НКВД. Судя по документам, все началось с записки от Берии в начале марта 1940 года.

Андрей Артизов: «„Предложить НКВД дела военнопленных, находящихся в лагерях, в количестве 14 700, а также дела и других арестованных рассмотреть в особом порядке“. Вот подлинный автограф Сталина, членов Политбюро. А на левом поле написано: товарищ Калинин „за“, товарищ Каганович „за“».

5 марта 1940 года уже было принято решение Политбюро — оно касалось граждан Польши, которые находились в тюрьмах и лагерях на территории Советского Союза. «Дела военнопленных и арестованных бывших польских офицеров, чиновников, помещиков, полицейских рассмотреть в особом порядке с применением к ним высшей меры наказания — расстрела. Рассмотрение дел провести без вызова арестованных и без предъявления обвинения», — говорится в документе.

Массовые расстрелы проводили под Калининым, близ Харькова, а также под Смоленском — в Катыни. Это местечко и дало название трагедии — Катынский расстрел. Именно здесь в 1943 году немецкие войска и обнаружили массовые захоронения. Германия тогда сразу объявила: это дело рук НКВД. Но Советский Союз после освобождения этих территорий обнародовал свое заключение: польских граждан в 1941-м расстреляли оккупационные войска.

В 1959 году решили уничтожить и личные дела расстрелянных поляков. В рассекреченном пакете есть документ — записка председателя КГБ Шелепина Никите Хрущёву.

«Для советских органов все эти дела не представляют ни оперативного интереса, ни исторической ценности. Вряд ли они могут представлять интерес для наших польских друзей. И наоборот — какая-нибудь непредвиденная случайность может привести к расконспирации операции. Тем более что в отношении расстрелянных в Катынском лесу существует официальная версия: все ликвидированные там поляки считаются уничтоженными оккупантами», — говорится в записке.

Копии этих документов еще в начале 90-х передавали польскому правительству. Сейчас же бумаги из пакета с грифом «совершенно секретно» опубликовали по распоряжению Дмитрия Медведева. В Росархиве этот шаг рассматривают как полную открытость в вопросе о массовых расстрелах польских граждан.

О том, почему было решено придать широкой огласке катынские архивы, сегодня на пресс-конференции в Копенгагене рассказал Дмитрий Медведев. Как подчеркнул президент, «из истории необходимо извлекать уроки».

Дмитрий Медведев, президент РФ: «Катынские архивы вообще-то открыты. Другое дело, что есть ряд материалов, который еще не передавался нашим польским партнерам. Я дал поручение провести соответствующую работу и после соответствующих процедур передать те материалы, которые интересны нашим польским коллегам.

Но в целом наши оценки были сделаны давно, и я уже об этом говорил. Но некоторое время назад просто для того, чтобы и наши люди лучше знали о том, что произошло, я дал поручение не только продолжать эту работу, но и предъявить те результаты, которые уже есть. И сегодня это, кстати, сделано.

Это не значит, что эти материалы никто не знает. Но в таком консолидированном виде, может быть, они впервые появились на нашем архивном сайте. Ну, пусть все посмотрят. Посмотрят, что было сделано. Посмотрят, кто принимал решения, кто давал соответствующие поручения на уничтожение польских офицеров. Там все написано. Подписи все стоят. Лица все известны.

Но еще раз повторяю: из истории нужно извлекать уроки. Поэтому то, что это появилось в таком суммированном варианте, я считаю, это неплохо. Мы и дальше этим будем заниматься. Я считаю, что это наш долг».

Читайте также