Нервы авиаперевозчиков на пределе

19.04.2010, 19:01

Видеосюжет: Владимир Чернышёв
Видео программы «Сегодня»

Российские авиакомпании вернули в свои расписания рейсы в города Европы.

Российские авиакомпании вернули в свои расписания рейсы в города Европы. Улететь из Москвы можно в Вену, Прагу, Ниццу, Милан и еще в несколько южно-европейских городов. По мнению российских авиаторов, вулканический пепел больше не является преградой для полетов.

Такого же мнения придерживаются и их европейские коллеги, которые накануне подсчитали убытки, провели тестовые полеты и тоже решили, что опасность вулканического пепла сильно преувеличена. Теперь авиакомпании требуют от чиновников полностью открыть небо.

Корреспондент НТВ Владимир Чернышёв
оценил ситуацию.

Сегодня все знают — хмурое небо над головой, несмотря на то, что светит солнце, пепел движется над Европой. Только взглядом его не охватить, аршином общим не измерить. Высота, плотность частицы, степень опасности — на этот счет у специалистов есть свои разные мнения.

Эта опасность в ясном вроде бы, на первый взгляд, небе с земли может показаться иллюзорной. Но летчиков и пассажиров интересует ответ на главный вопрос: что же на самом деле происходит там, на высоте полета?
В России были отменены рейсы в Европу, но внутренние перелеты не были под запретом. Каждый час, впрочем, ситуация менялась: то говорили о скором возобновлении полетов, то снова откладывали открытие неба.

На Камчатке «зависли» сборные по биатлону, им организуют экскурсии по суше и морю, чтобы не скучали. Всего в России оказалось около 40 тысяч невылетаемых за рубеж пассажиров. В одном только Шереметьево не смогли попасть на борт 28 тысяч человек, там отменены были около 300 рейсов в Европу.

Анна Захаренкова, руководитель центра общественных связей аэропорта Шереметьево : «На данный момент из аэропорта Шереметьево выполняются рейсы в Чехию, в Латвию, в Варшаву, в Украину, в Словению, в Финляндию. Также из аэропорта выполняются рейсы в Ниццу и в Рим, откуда пассажиры могут транзитом добраться до пункта назначения. Все внутрироссийское направление работает в штатном режиме по центральному расписанию, в том числе город Калининград, который ранее был закрыт».

Семь миллионов пассажиров в европейских аэропортах — такого транспортного коллапса континент не знал. Нервы и финансы авиаперевозчиков на пределе. В день они теряют до 200 миллионов долларов, не считая расходов на гостиницы и питание для пассажиров. В Евросоюзе тоже нервничают: смотришь, смотришь в небо, а деньги уходят в пепел.

Сийм Каллас, вице-президент европейской комиссии, комиссар европейской комиссии по вопросам транспорта: «Сидеть и ждать, пока облако пепла уйдет, уже просто невыносимо. Однако безопасность пассажиров остается нашим приоритетом. Здесь не может быть никаких компромиссов».

Авиакомпании готовы лететь. «Эйр Франс» (Air France), «Люфтганза» (Lufthansa) провели, например, несколько пробных рейсов без пассажиров, летчики себя камикадзе не почувствовали и следов пепла на обшивке после посадки не обнаружили. Авиаперевозчики упрекают европейские правительства в непродуманности сплошных запретов на полеты.

Тем временем Италия разрешила внутренние перелеты, открылась Испания, но 17 стран еще закрыты. И Эйяфьятлайокудль все еще коптит небо.
Ученые говорят, что облако пепла развеется ко вторнику, но тут же напоминают: в XIX веке Эйяфьятлайокудль извергался два года, правда, за перемещениями пепла из космоса следить тогда не было возможности, да и необходимости.

Вот в Росгидромете показывают темный исландский след, что тянется через океан к Европе и переваливает за российские границы. Вечером опять исландские микрочастицы дойдут до Москвы. В который уже раз за неделю.

Валерий Дядюченко, заместитель руководителя федеральной службы РФ по гидрометеорологии и мониторингу окружающей среды: «Идет, приближаясь к Уралу, вдоль Урала, Предуралье и Зауралье, опускается до Каспийского моря примерно. Вот такой подковой. Но центральная ее часть немножко опускается, где-то к ночи она малыми концентрациями достигнет и Московского региона. Но мы будем продолжать наблюдение».

Высота от 6 до 11 километров — там пепел может попадать в двигатель и глушить их работу. Опасность реальная, говорят специалисты, но все зависит от концентрации.

Магомед Толбоев, Герой России, заслуженный летчик-испытатель России: «Сделан полный анализ, никакой опасности сейчас это облако не представляет, кроме того участка, где он извергается. И мне очень жаль, что наше европейское агентство и другие политические организации принимают решение, которое несоизмеримо с опасностью от этого извергающегося вулкана».

Поезда и автомобили стали европейским спасением — ближе к земле ехать спокойнее. Футболисты «Барселоны» на полуфинал Лиги чемпионов с «Интером» в Милан отправились на автобусе. Тысяча километров для дорог Евросоюза — расстояние привычное.

Тем временем пепел уходит за Урал. Ученые прогнозируют увидеть его следы даже в небе Кореи. А исландские исследователи спешат утешить мир: они наблюдают уменьшение выбросов пепла из кратера. В целом вулкан стал стрелять в небо уже чем-то коричневым. Это значит, что выбросов больше белого пара, чем черного пепла, говорят ученые.

Между тем еще днем открылось небо над Италией и югом Франции, а днем первые самолеты из Москвы отправились в Прагу и Вену. При этом компания «Аэрофлот», например, объявила, что самолеты на этих рейсах будут большей вместимости, чем обычно, чтобы пассажиры других европейских направлений могли воспользоваться этими маршрутами и хоть как-то разгрузить застой пассажиропотоков.

Читайте также