Примы оттачивают хореографию

14.04.2010, 14:01

Видеосюжет: Павел Рыжков
Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

Фестиваль «Мариинский» откроет новая версия балета Алексея Ратманского «Анна Каренина». В нем заняты звезды петербургской сцены.

Международный фестиваль балета «Мариинский» в этом году подготовил сразу пять премьер. Первая, которой 15 апреля откроется танцевальный форум, уже давно получила признание в Европе и даже стала настоящим балетным хитом.

Это «Анна Каренина» в постановке Алексея Ратманского. Впервые спектакль представили публике в Копенгагене шесть лет назад. Тот успех, по признанию самого балетмейстера, был во многом обязан школе пантомимы Национального датского театра.

О рождении новой версии знаменитого балета — корреспондент НТВ Павел Рыжков.

Прежде чем появиться на сцене Мариинского театра, «Анна Каренина» Алексея Ратманского уже покорила четыре европейские столицы. Несмотря на то, что декорации и костюмы привезли из Варшавы, балетмейстер утверждает, что петербургская премьера оригинальна. В каждой постановке были свои изменения. И каждый раз, не отступая от сюжета, роман Толстого пересказывался балетным жестом.

Алексей Ратманский, балетмейстер: «Конечно, Толстого передать на сцене нельзя. Это идут упрощения, идут коллизии, перевод романа в другую плоскость. Тот, кто хочет увидеть на сцене воплощение романа Толстого, будет разочарован. Надеюсь, что мы можем дать другой взгляд. Балет сконцентрирован на треугольнике „Каренин, Вронский и Анна“».

На сцене Мариинского театра создаются три совершенно разных Анны. Главные партии репетируют непохожие друг на друга примы: Диана Вишнёва, Ульяна Лопаткина и Екатерина Кандаурова. Для каждой из них Ратманский придумал свои неповторимые элементы.

Лопаткина призналась, что впервые репетирует большой балет с этим хореографом. Его неоклассический язык танца балерине пришлось освоить, не отвлекаясь от репетиций.

Ульяна Лопаткина, народная артистка России, исполнительница партии Анны Карениной: «Если Диана встречалась с ним, она знает его лексику, язык и на лету схватывала нюансы и пожелания, то мне приходилось вгрызаться в эту хореографию, чтобы сделать ее для себя естественной. Учить пришлось интенсивно, специально, помногу раз повторяя».

Лирическая Анна Лопаткиной нисколько не уступает совсем другой страстной Анне Вишнёвой. Которая в восторге от адажио. Эти выходы балерины Ратманский несколько изменяет специально для танцовщицы.

Диана Вишнёва, народная артистка России, исполнительница роли Анны Карениной: «Это надо сначала посмотреть и сравнить. Это только Алексей может сказать. Конечно, хореограф исходит из индивидуальности. Я думаю, будет совершенно два разных спектакля. Это замечательно, когда в театре есть две абсолютно разные индивидуальности, и они танцуют один спектакль».

В спектакле «Анна Каренина», помимо творческих задач, нужно решить и немало технических. На сцене Мариинского театра появились декорации железнодорожного вагона. Действующая модель была специально построена для Польского национального театра. А для Мариинского вагон пришлось переделывать.

Дело в том, что в Варшавской опере пол без наклона. А в Мариинском вагон мог запросто укатиться в оркестровую яму. Чтобы этого не произошло, провели специальные испытания и внесли ряд технических изменений.

Какие, польские специалисты не сказали. Исторический вагон напичкан электроникой и должен легко перемещаться по сцене в любом направлении по желанию постановщиков. В этом сюжете поезд появляется уже в первой сцене.

«Анну Каренину» во всех четырех версиях видели его создатели — композитор Родион Щедрин и первая исполнительница главной партии Майя Плисецкая, которая лично ставила балет на сцене Большого.

Для той легендарной Карениной костюмы делал сам Пьер Карден. Говорят, после успеха «Конька-Горбунка» Ратманского в Мариинке восторженная прима подарила исполнительнице партии Царь-Девицы свои бриллиантовые серьги. Получат ли подарки из рук Плисецкой две новых Анны, пока неизвестно.

Читайте также