Верхнесвирский шлюз готовится принимать суда

13.04.2010, 17:10

Видео программы «Сегодня в Санкт-Петербурге»

В Ленобласти на реке Свирь идут активные ремонтные работы накануне открытия навигации.

Населенным пунктам в Подпорожском районе Ленобласти около реки Свирь подтопление не грозит. Жители забыли о том, что такое паводки уже как полвека тому назад. После того, как построили Верхнесвирскую ГЭС.

Здесь же находится и один из главных участков Волго-Балтийского водного пути — однокамерный судоходный шлюз, внутри которого сейчас идут активные ремонтные работы. Уже к концу апреля он должен быть готов принять первые суда.

О ходе реконструкции уникального сооружения — в репортаже корреспондента НТВ Катерины Правдиной.

Одна из главных достопримечательностей Подпорожья — Верхнесвирский шлюз — переживает очередную стадию ремонта. Особенность реконструкции таких сооружений в том, что ее приходиться проводить в зимний период, когда нет навигации.

В этом году погода явно не способствовала работе строителей. 40- градусные морозы препятствовали закреплению материалов и усложняли жизнь людям. Поэтому с приходом весны, кажется, работать всем стало веселее.

До начала Великой Отечественной войны Свирь в этом месте была узкой порожистой рекой. Здесь, где теперь верхний подходной канал, стояли жилые дома, а на одном из островов была церковь. С началом строительства людей переселили, пороги затопили и возвели дамбу.

Некогда единый комплекс Верхнесвирской ГЭС и судопропускное сооружение превратили небольшое село в районный центр. А сам шлюз до сих пор — самый большой на всем Волго-Балтийском пути.

Стены гигантской камеры ремонтируют регулярно, украшая плоскости заплатами. В 50-х годах при строительстве шлюза просчитались с качеством бетона, да и заключенные, работавшие на объекте, не особо старались. Мягкая свирская вода, стужа и прочие природные явления только ускорили разрушительные процессы.

Изрядно изношены сегодня и рымовые ниши — это углубления, по которым двигается специальный поплавок и чинить которые надо капитально. Изъеденные коррозией и деформированные пути доставляли немало неудобств заходящим в шлюз судам в последний сезон. К новому мастерам предстоит заменить 16 из 26 таких устройств.

Иван Герасенов, мастер участка: «Камеры шлюза не прямые, а с наклоном. В этом проблема. И еще бетонирование в мороз. В мороз нельзя бетонировать. Нужно. Строить хорошие тепляки. Бетон должен быть пластичным и хорошего качества. Работы ведутся на высоте 20 метров».

Ремонт шлюза продолжается давно из-за ограниченных навигацией сроков и не всегда достаточного финансирования. В первую очередь реконструкции, которую проводили с 1997 по 2005 годы, починили разводной мост, верхние аварийные ворота, затворы заполнения. Галереи, по которым вода поступает и уходит, восстанавливают до сих пор. Часть этих основных работ сейчас глубоко под землей.

В наземном цехе на гигантских кранах висят блестящие новенькие конструкции. Это, казалось бы, незатейливое устройство — затвор опорожнения — позволяет осушить 300-метровую камеру шлюза всего за пять минут. Усовершенствованные механизмы процесс, конечно, не ускорят, но надежности точно прибавят.

Иван Щетинин, главный инженер Свирского района гидросооружений и судоходства: «Здесь стоят маленькие колесики. На старых затворах были четыре больших колеса. Получалась точечная опора. Это была большая нагрузка на путь. Теперь нагрузка распределенная, и в то же время опора выполняет функцию гидроуплотнения. Она не пропускает воду Тут выигрыш двойной получается».

В сутки через Верхнесвирский шлюз проходит около 60 судов, и грузовых, и пассажирских. Может, кризис и повлиял несколько на объемы перевозимых товаров, но интерес к этим местам у туристов в последнее время только возрос.

Каждое лето по Свири идут вереницы круизных теплоходов в Онежское озеро, Белое море, Волгу. Своих первых гостей шлюз готов будет принять 30 апреля, когда откроется навигация.

Читайте также